Не стало академика Патона, чья деятельность была связана, в том числе, с крупным псковским заводом
Борис Евгеньевич Патон более полувека исполнял должность главы Национальной академии наук Украины и также был академиком Российской академии наук. Он не только продолжатель дела своего отца – знаменитого советского учёного и инженера Евгения Патона, но и сам стал явлением уникальным в мировой науке.
И отец и сын занимались изучением электросварки. Евгений Патон создал в 1934 году Институт электросварки АН УССР, располагавшийся в Киеве, директором которого оставался до конца жизни. Это Евгений Патон исследовал физические основы горения дуги под флюсом, выработал технологию сварки специальных сталей, работал над технологией свариваемости металлов, руководил созданием производства сварных труб. Это его вклад во многом помог наладить быстрый выпуск в годы Великой Отечественной войны танков Т-34 и бомб различного назначения за счёт внедрения автоматической сварки под флюсом.
Сын, Борис, понёс дальше дело отца, возглавив созданный Патоном-старшим научно-производственный институт, получивший имя Е.О. Патона. Борис Евгеньевич долгое время работал над процессами автоматического и полуавтоматического сваривания под флюсом, разрабатывал основы создания автоматов и полуавтоматов для дугового сваривания и сварочных источников питания. Он разрабатывал системы управления разнообразными кибернетическими приборами, и конструировал сварочных роботов.
Псковский завод Тяжёлого электросварочного оборудования, построенный в Пскове в 1973 году, долгие годы в советский период выступал партнёром и производственной площадкой Института электросварки имени Е.О. Патона. В цехах завода внедрялись новые технологии разработанные Борисом Патоном и коллективом института, ставшие во многом прорывными во всём научном и производственном мире. Например, на псковском предприятии стали создавать автоматические комплекты для сварки труб большого диаметра, востребованные при строительстве магистральных газопроводов. Благодаря эффективному взаимодействию с институтом им. Патона на протяжении нескольких десятилетий ТЭСО оставался одним из самых крупных предприятий всей отрасли и Псковской области.
К сожалению, с развалом СССР нарушились и интеграционные связи предприятий и научных организаций, многие из которых оказались по разные стороны границ образовавшихся независимых республик. «Да, после распада Советского Союза творческие и деловые связи научных коллективов, оказавшихся в одночасье по разные стороны государственных границ, были нарушены. Ученые лишились доступа к общей системе информации, банкам научных данных, уникальным научным комплексам, которые создавались совместными усилиями», - рассказывал в одном из последних интервью «Российской газете» Борис Патон.
Но до последнего дня учёный верил, что в будущем будут созданы такие условия, которые позволили бы сотрудничать учёным из бывших республик СССР и эффективно использовать совместный интеллектуальный потенциал как в национальных интересах, так и в интересах самой науки.
Фото: twitter.com
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: