Интернет-газета. Псков
16+

Все стороны городского будущего: от А до P

31 августа 2016 г.

Наш корреспондент попытался разобраться, как преобразовать исторический город на примере античного центра на юге Франции. Опыт вторжения современной архитектуры в прошлое.

A

Спланированная урбанизация и архитектурное исполнение

B

Футуристическая башня в древнем городе

C

В течение двух лет башня в 56 метров высотой возводилась в городе Арль, что в ста километрах от Марселя. Постройка в стиле «хайтек» канадско-американского архитектора Фрэнка Гери. Это футуристическое здание полностью финансируется Luma Фондом, во главе которого Мая Хоффман (Maja Hoffmann), одна из наследниц фармацевтических компаний Hoffmann-La Roche. В историческом районе, где еще можно увидеть римские руины, знаменующие жизнь Арля в первые века после Рождества Христова, эта башня стала лезвием, разграничивающим культурно-эстетическое противостояние двух эпох.

D

Российский Псков, также город большой истории, в значительной степени восстановленный после Второй мировой войны, в последние годы получил строения нового торгового и спортивного комплекса возле моста Александра Невского на Завеличье. А также другие архитектурные проекты, видоизменяющие левый берег реки Великой. Когда-то несколько десятилетий назад в советское время на этом же берегу, только в другой части города, уже приземлилось внушительное здание, планируемое для размещения детей и молодежи, называли его Дом пионеров. Все эти проекты из-за размера и стратегического расположения в городе, могли и могут повлиять на будущее соответствующих районов и городского ландшафта (когерентность) Пскова в целом.

Мы хотим показать, как крупный архитектурно-ландшафтный проект в провансальском городке, возведённый за счет частных инвесторов, влияет на запланированное строительство города.

Фото строительной площадки башни 

E

Начатое в 2014 году строительство башни уже хорошо продвинулись к апрелю 2016 года. За летние месяцы конструкция ещё больше выросла. Завершение строительства запланировано на 2018 год. Башня – это впечатляющий взлёт металла и стекла, словно палец, устремлённый в небо – это футуристическое здание будет флагманом Luma Фонда. Это частное учреждение приобрело около 10 га пустых земель в центре Арля для создания культурного пространства и представления современного творчества в изобразительном искусстве, выставленного в ландшафтном парке, также спроектированном известным архитектором. 

Башня Фрэнка Гери

Фрэнк Гери сам объясняет как будет выглядеть город после окончания строительства башни Luma-фонда

F

Для создания своей конструкции, американский архитектор обратился к команде инженеров и компьютерных специалистов, которые до этого работали с программным обеспечением авиационно-космической промышленности. Задача была спроектировать здание, учитывая непростой климат и природные факторы Прованса, здесь и ветры с силой разгоняющиеся в дельте Роны, и полуденная жара лета, и влажность болот Камарга. Современная конструкция башни, провокационная красота авангарда и еще оно должно стать функциональным зданием для пребывания и работы художников. Здесь также будут созданы и удобные условия для приема ожидаемых со всего мира посетителей, которые начнут посещать это место уже через два года, если календарь строительства будет соблюдаться.

Были необходимы долгие часы обучения этой команды и вхождения в совместную работу, чтобы достичь окончательной модели действий. Нужно было найти округлую форму башни, идеальную высоту строения, при этом проектировщики должны были соблюдать правила Министерства культуры, которые защищают античные памятники, расположенные вокруг. Важно было учитывать соответствие конструкции здания с природой выбранных материалов: бетон, стекло, сталь - охватывающих все фасады. А также наиболее интересное расположение комплекса, принимая во внимание другие известные здания вокруг городского бульвара, который представляет собой вход в город, как в Пскове, например, Рижский проспект, а ещё действующую железнодорожную трассу, и не менее важное – римские сюжеты, запечатлённые Винсентом Ван Гогом.

 

На фото: модель башни Фрэнка Гери

G

Сайт Luma Фонда - также демонстрирует восстановление старых промышленных ангаров, где строили локомотивы и вагоны для железнодорожного транспорта – их реконструкция была доверена международной строительной группе Eiffage. В период строительства, Luma Фонд организовал экскурсии общественности на специальные платформы, которые выходят во двор и с которых возможно взглянуть на Арль, чтобы получить обзор проекта ...и представить, как город будет изменен. Конструкция самой башни очень примечательна - её фасады покрыты 11 тысячью блоков, которые образуют триста панелей из нержавеющей стали с пятьюдесятью стеклянными коробами. В результате дневной свет распространяется по всей поверхности, попадают внутрь здания и освещают мастерские и выставочные залы. Основание башни окружено ротондой в 5 тысяч квадратных метров, полностью остекленной, для которой потребовалось с ювелирной точностью высчитывать ориентацию, открытые стеклянные панели способны регулировать свет, создают необходимое сопротивление ветру и обеспечивают умеренную температуру для посетителей.

На фото: работы ведутся на бывших складах железнодорожного ведомства

 

H

Рядом с башней, остаются реконструированные складские здания, пришедшие из индустриальной эпохи Арля девятнадцатого века, они используются, в частности, для организации фотогалерей, и размещения фотографий ежегодного фестиваля Encounters, спонсором которого также выступает Luma Фонд. Весь участок земли 10 га спроектирует и воплотит бельгийский ландшафтный архитектор Bas Сметанин. Стремление разработчиков в том, чтобы семьи арлезианцев выбрали это место для ежедневных прогулок. Такое расположение похоже на территории, реконструированные в последние годы вокруг Кремля в Пскове, с парками и скверами разбитыми по берегам рек Пскова и Великая. Во Франции, ландшафтный дизайн намного меньше используется в национальном и провансальском стиле, чем в городах Северной Европы, вероятно, потому что море здесь очень близко и создаёт и без того неповторимый колорит, и у Арля уже давно сложившийся образ города, известный в стране... 

I

Строительство финансируется из частного и муниципального инвестиционного бюджета 

J

Арль, город в котором 54000 жителей, никогда не получил бы здание такого масштаба на государственные средства. Стоимость башни Фрэнка Гери, с учётом дополнительных работ и благоустройства, а также вспомогательных зданий, оценивается в 150 миллионов евро.

Давида Grzyb, советник мэрии Арля по городскому планированию

- Эта сумма эквивалентна десятилетнему инвестиционному бюджету города, - говорит Дэвид David Grzyb, муниципальный советник, отвечающий за городское планирование и планирование землепользования.

Муниципалитет поэтому повеселел, когда Maja Hoffmann изложила свои намерения. Она выбрала Арль, потому что родилась здесь, в Камарге, где когда-то поселился её отец - ученый, любитель природы и птиц и основал биостанцию Tur du Valat, ныне одну из самых известных в мире по охране водно-болотных угодий и мигрирующих птиц.

 

Maja Hoffmann возглавляет Luma фонд в Арле

 

K

В проекте Luma Foundation были заинтересованы многие французские города, в том числе, Монпелье и Тулуза. До этого проекта архитектор Фрэнк Гери спроектировал Музей Гуггенхайма в Бильбао, который уже двадцать лет собирает по одному миллиону посетителей в год, а другой Музей Гуггенхайма в Абу-Даби, а ещё «Танцующий дом» в Праге, университет Искусства Толедо в Испании. А в последнее время - ошеломляющее здание Виттон Фонда, расположенное на берегу Сены в Париже. Арль ожидают значительные экономические выгоды от этих инвестиций, которые город получит, в том числе от продажа земли. По оценкам Luma Фонд, в комплексе 200 человек будут работать постоянно, для материально-технического обеспечения и обслуживания, а также для защиты произведений искусства. Во взаимодействии с известным во всём мире фестивалем фотографии, проходящем ежегодно в Арле (июль-сентябрь) и бизнесом (издатели, дизайн-студии и т.д.), здесь может быть создана специфическая культурная и профессиональная среда. Национальная школа фотографии (она существует только во Франции, - авт.) также расположена близко к новому культурному пространству - на другой стороне бульвара. И известному европейскому издательству Actes Sud, имеющему здесь в Арле свой главный офис, тоже нужны новые помещения для хранения своих книг и архивов. Постепенно вырисовывается появление нового экономического пространства вокруг традиционной культуры и туризма.

 

На фото музей Гуггенхайма в Бильбао (Испания) 

L

Есть интерес правительства и структур городского развития 

M

Luma Фонд и город Арль имеют одинаковый прогноз: после 2018 года ежегодно в Арле ожидается более 200 тысяч дополнительных посетителей.

- Конечно, необходимо, чтобы все наше оборудование смогло вместить и выдержать такое увеличение туристов, - рассказывает David Grzyb. – К примеру, необходимо обеспечить парковку. И многое другое. Но ради большей экономической выгоды, эти государственные и частные организации Арля, теперь должны будут предвидеть эту перспективу прибыльную для всех игроков: туризма, предприятий гостиничного и общественного питания, транспорта, культурных услуг и т.д.

Сотрудник по планированию администрации пояснил, что новый комплекс, который возводится в центре Арля, несет в себе риск появления новой линии разреза в историческом центре города. Посетители могли бы приходить для посещения Luma Foundation, парковать свои машины рядом, и после этого пойти в новый комплекс, не входя в исторический центр, и, не посещая никаких музеев и достопримечательностей римского города.

- Но мы выбрали другой путь, наоборот, мы хотим расширить исторический центр и добавить к нему расположение старых мастерских SNCF, некогда принадлежавших Национальной компании железных дорог, чтобы исторические городские кварталы развивались одновременно по двум осям: север-юг, восток-запад, в которых бы суммировались профессионально составленные маршруты знакомства с городом, - знакомит нас с проектом David Grzyb. 

N

Этот частный инвестиционный проект – хороший шанс для города Арль, чтобы городские власти могли по-настоящему взять на себя командование кораблем, чтобы развивать эту часть городской территории. Север-юг и восток-запад уже представляют собой сложившиеся городские прямые линии для перспективного развития: установки сети (вода, электричество, Интернет высокой скорости), строительства жилья и новых комплексов, чтобы обеспечить занятия спортом, физкультурой и отдыха.

- Близко к Luma Фонда, мы будем развивать бизнес-парк для хостинговых компаний, коммунальных услуг, будет и 9 га для преобразования под жильё, - говорит David Grzyb.

Следует подчеркнуть, что Арль не может строить в любом месте города из-за риска наводнений. Таким образом, только 80 процентов земель муниципального района объявлены «работоспособными».

На оси север-юг, администрация города хочет создать и новую транспортную артерию, чтобы предотвратить проезд через центр города жителей южных районов, чтобы те могли посетить северную часть города, и наоборот.

- Это также возможность разработать «зеленый коридор» для велосипедистов, пешеходов, в том числе, проходящего вдоль бывшей железной дороги, - добавляет специалист. - В перспективе мы должны избегать перерывов между старым центром и пригородами, а также создавать необходимое количество точек, и площадок для пересечений потоков, для регулирования передвижения людей и туристических групп. 

O

Использование существующей инфраструктуры 

Арль, как Псков, разделён надвое рекой. Мосты используются для соединения двух частей, но этого для Арля недостаточно. Город также пересекают железнодорожные пути - линии между Парижем и Марселем, а также многие ирригационные каналы. Эта инфраструктура будет служить городу и для того, чтобы выбрать и сориентировать расположение пешеходных дорожек, парковок и будущих транспортных путей.

- Мы также предполагаем 4000 кв. метров нового жилья, которое планируется построить в течение десяти лет, - добавляет David Grzyb.

 Привлекательность проекта Luma Фонда не только в витринах и новых жилых районах, нужно обеспечить, чтобы развитие этих отраслей включало в себя социальное жилье и общественные услуги. 

P

Ограничить использование автомобилей

Сотни тысяч посетителей ожидаются в комплексе Luma Фонда, в дополнение к тем 2 миллионам туристов, которые приезжают в Арль каждый год для посещения памятников и фестивалей. Но центр города, если он хочет сохранить свою привлекательность, должен значительно снизить транспортный трафик. В будущем дизайне города с учётом Luma Foundation, и линий север-юг, восток-запад, планируется организация множества парковок, что должно удержать не только туристов от желания заезжать в исторический центр, но и тех, кто приезжает в город на работу, используя личные автомобили. По обе стороны реки разместится система паркингов, из которых специальными шаттлами – микроавтобусами - можно добраться до центра города.

Действующая парковка в старом центре Арля по-новому регулируется с апреля 2016 года, с различными схемами ценообразования, там же можно зарезервировать парковку для людей, которые живут в центре города и трейдеров, работающих в этом секторе.

Q

Общая схема 

В географию Арля были когда-то включены маршруты речного пути и  железнодорожной линии между Парижем и Марселем. Римский город был построен только на тех территориях, которые не были затопляемы водами реки. В девятнадцатом веке промышленность поселилась или недалеко от реки, чтобы всецело использовать речной и морской транспорт, ведь Средиземное море находится в 40 километрах от города, или около железной дороги, чтобы извлечь выгоду из железнодорожного транспорта, который тогда был гораздо более важным, чем автомобильный транспорт.

Город XXI века довольно сильно отличается: но древний город привлекает миллионы посетителей, и сохранение этого наследия стало основным источником богатства города. Культурный сектор постепенно становится еще одним важным экономическим игроком, вместе с предприятиями в области культуры и покровителями, как семья Гофман, которые создали фонды, поддерживающие искусство. Задача городской власти - сохранить баланс в городе, его периферией и центральной части, его социальной и государственной службы, жилья и спортивных и развлекательных объектов, а также коммерческих и промышленных зон.

 

Общественное собрание, на котором было представлен местный план застройки в Арле

 

Музей Бильбао Guggenheim внес огромные изменения в районе гавани

 

R

Частные проекты в Пскове и Арль вызов власти, которая отвечает за городское планирование. В Арле, широкой публике в ходе публичных встреч представлен Местный план развития (PLU), с объяснениями муниципальных, технических специалистов и политиков. Это, в конечном счете, очень важно: сказать гражданам, как их город должен выглядеть в двадцать или тридцать лет. В испанском Бильбао Музей Гуггенхайма вызывает возрождение этого большого портового города. То же самое началось в Лондоне с новой местности на берегу Темзы, в Сиднее с новой оперы. Будет ли Псков следовать по тому же пути?

Ален Отнен ЖИРАР,

фото автора,

Арль, Франция

 «Прессапарте»/Pressaparte.ru


Urbanisation programmée et performance architecturale

Une tour futuriste dans une ville millénaire

D’ici deux ans une tour de 56 mètres de haut trônera en pleine ville d’Arles, à 100 km de Marseille. Une construction « hightech » due à l’architecte américano-canadien Frank Gehry. Ce bâtiment futuriste est financé entièrement par la  Fondation Luma, à la tête de laquelle se trouve Maja Hoffmann, une des héritières des laboratoires pharmaceutiques Hoffmann-La Roche. Dans un quartier historique où l’on trouve encore des ruines romaines comme le cimetière qui marquait l’entrée d’Arles aux premiers siècles après Jésus-Christ, cette tour est un coup d’épée, véritable confrontation culturelle et esthétique entre deux époques.

A Pskov, elle aussi ville d’histoire, largement rebâtie après la Seconde Guerre mondiale, l’installation récente d’un nouveau complexe commercial et sportif près du pont A. Nevsky, et les projets architecturaux pour transformer le site, rive gauche de la Velikaya, où est posé le bâtiment imposant prévu à l’époque soviétique pour accueillir la jeunesse, ont aussi, de par leurs dimensions et leur localisation stratégique dans l’agglomération, un impact sur le devenir de leurs quartiers respectifs, et sur la cohérence urbaine d’ensemble de Pskov.

 Nous avons voulu montrer comment un projet architectural et paysager majeur dans la ville provençale, financé par des investisseurs privés, influence l’aménagement programmé de l’agglomération.

Photo du chantier

Commencée en 2014, la construction de la tour est déjà bien avancée en avril 2016. Son achèvement est prévu pour 2018. Imposant doigt métallique et de verre dressé vers le ciel, le bâtiment futuriste sera le phare de la Fondation Luma, institution privée qui a racheté l’ensemble d’une friche industrielle, quelque 10 hectares au milieu de la ville, pour en faire un espace culturel d’accueil et de présentation de la création contemporaine en arts plastiques, inséré dans un parc paysager, lui aussi conçu par un architecte renommé.

La tour de Frank Gehry

Photo portrait de F. Gehry

Pour sa conception, l’architecte américain choisi par Maja Hoffmann a fait appel à une équipe d’ingénieurs et d’informaticiens qui ont travaillé avec des logiciels du secteur de l’aéronautique afin de dessiner un bâtiment défiant le ciel de Provence, les vents violents qui balayent le delta du Rhône, la chaleur du Midi… et l’horizontalité de la Camargue. La tour moderne, d’une beauté d’avant-garde provocante sera pourtant un bâtiment fonctionnel pour le séjour d’artistes en résidence, et pour l’accueil confortable  des visiteurs attendus du monde entier qui le fréquenteront dans deux ans si le calendrier du chantier est respecté.

50 000 heures d’études par cette équipe pluridisciplinaire ont été nécessaires pour aboutir à la maquette définitive, préciser la silhouette circulaire de la tour exposée à tous les vents, sa hauteur idéale  (il fallait respecter les règles du ministère de la culture qui protègent les monuments antiques),  la structure du bâtiment avec la nature des matériaux choisis (béton, verre, cubes d’acier recouvrant toutes les façades), et son emplacement le plus intéressant, en tenant compte des autres bâtiments remarquables alentour, en bordure d’un boulevard urbain représentant une entrée de ville (как Рижский Проспект), d’une voie de chemin de fer en activité, et d’un site romain peint par Vincent Van Gogh.

 

Photo : vue de la maquette de la tour F. Gehry

Le chantier de la Fondation Luma, -  il comprend aussi la réhabilitation d’anciens hangars industriels dans lesquels on construisait des locomotives et des wagons pour le chemin de fer -, a été confié à la société Eiffage, groupe international de travaux publics. Pendant la durée du chantier, la Fondation Luma a organisé des visites publiques à partir de plateformes qui surplombent le chantier. Elles permettent notamment aux Arlésiens, de se faire une vision d’ensemble de ce projet… et de mesurer comment la ville en sera changée. La tour elle-même sera remarquable avec ses façades recouvertes de 11 000 blocs en inox qui formeront 300 panneaux métalliques avec 50 boîtes de verre répartis sur la surface afin de faire entrer la lumière dans le bâtiment et éclairer les ateliers et salles d’exposition.  La base de la tour est cerclée d’une rotonde de 5000 mètres carrés, entièrement vitrée, pour laquelle il a fallu calculer l’orientation, l’ouverture des panneaux de verre afin de réguler la lumière, garantir la résistance au vent et assurer une température tempérée pour les visiteurs.

Photo sur les anciens entrepôts de réparation ferroviaire restaurés

A côté de la tour, d’autres bâtiments entrepôts datant de l’époque industrielle d’Arles (XIXe siècle), serviront notamment à exposer les photographies des artistes invités, comme ceux des Rencontres de la photographie, le festival annuel qui bénéficie lui aussi du mécénat de la Fondation Luma. La totalité du site 10 hectares, sera aménagé par l’architecte-paysagiste belge, Bas Smets. Le souhait des promoteurs est que les familles arlésiennes en fassent leur lieu de promenade quotidien. Cet aménagement fait penser aux aménagements effectués autour du Kremlin de Pskov, avec les parcs réhabilités sur les berges de la Pskova et de la Velikaya. En France, l’aménagement paysager est beaucoup moins inscrit dans les moeurs nationaux ou provençaux que dans les villes du nord de l’Europe, sans doute parce que la mer est toute proche, et que Arles est longtemps restée une ville… à la campagne !

 

Investissement privé et budget communal

 

Photo-portrait de David Grzyb, conseiller municipal d’Arles, chargé de l’urbanisme

 

Arles, ville de 54 000 habitants, n’aurait jamais pu envisager une construction de cette ampleur sur des fonds publics. Le coût de la tour de Frank Gehry, plus les aménagements et constructions annexes, est évalué à 150 millions d’euros. « C’est, en ordre de grandeur, l’équivalent de 10 années du budget investissement de la ville », nous précise David Grzyb, conseilleur municipal, chargé de l’urbanisme et de l’aménagement du territoire. La municipalité a donc applaudi quand Maja Hoffmann a exposé ses intentions. Celle-ci a choisi Arles, parce qu’elle est née ici, en Camargue, où son père, scientifique, amoureux de la nature et des oiseaux en particulier, s’est installé ici et a fondé la station biologique de la Tour du Valat, une des plus renommées dans le monde pour la protection des espaces humides et les oiseaux migrateurs. Là encore nous pourrions faire des similitudes avec les études sur les milieux humides caractéristiques de la région de Pskov.

 

 

Photo- portrait de Maja Hoffmann qui dirige la Fondation Luma sur Arles

 

Toujours est-il que le projet de la Fondation Luma aurait intéressé des villes françaises beaucoup grandes comme Montpellier ou Toulouse.  C’est l’architecte Frank Gehry qui a conçu le musée Guggenheim de Bilbao il y a vingt ans (un million de visiteurs par an), l’autre musée Guggenheim à Abu Dhabi, « La Maison dansante » à Prague, l’université d’Art de Tolède (Espagne), et dernièrement le bâtiment étonnant posé sur la Seine de la Fondation Vuitton à Paris. Arles attend des retombées économiques importantes de cet investissement qui n’aura coûté à la Ville que la vente du terrain. La Fondation Luma estime que 200 personnes devront travailler en permanence sur le site, pour assurer la logistique, l’entretien, la protection des œuvres d’art. En synergie avec le festival de la photographie (de juillet à septembre), des entreprises (éditeurs, reprographie, studios graphiques, etc.) seront probablement séduits par cet environnement professionnel spécialisé et culturel. L’école nationale supérieure de la photographie (il n’en existe qu’une en France) va aussi s’installer à proximité de ces espace, de l’autre côté du boulevard, ainsi que les éditions Actes Sud qui on besoin de nouveaux locaux pour stocker leurs livres et leurs archives). Progressivement se dessine un quartier avec de nouvelles fonctions économiques autour de la culture et du tourisme.

 

Photo du musée Guggenheim à Bilbao (Espagne)

Les pouvoirs publics et l’aménagement urbain

 

Vue panoramique du projet de la Fondation Luma, du boulevard et de la voie ferrée.

 

La Fondation Luma et la ville d’Arles ont la même estimation : à partir de 2018, ce sont plus de 200 000 visiteurs supplémentaires qui sont attendus chaque année. « Bien entendu, il faut que l’ensemble des nos équipements puissent accueillir cette progression des touristes, explique David Grzyb. « Pour partie, c’est à la Fondation Luma de prévoir des parkings, mais pour l’essentiel des retombées économiques, ce sont les acteurs publics et privés d’Arles qui doivent dès maintenant anticiper cette évolution profitable à tout le monde : acteurs du tourisme, hôtellerie et restauration, transport, commerces culturels, etc. »

Le responsable de l’urbanisme dans l’administration explique que le nouveau complexe qui se dessine comporte le risque de susciter l’émergence d’un nouveau quartier coupé du centre historique. Les visiteurs pourraient très bien venir visiter la Fondation Luma, garer leur voiture à proximité, puis après la visite s’en aller sans pénétrer dans le centre historique, et sans visiteur les musées et monuments emblématiques de la ville romaine. « Le choix de la Ville est à l’opposé, nous voulons étendre le centre-ville et incorporer l’aménagement des anciens ateliers SNCF (le site appartenait autrefois à la Société Nationale des Chemins de Fer) dans un aménagement complet sur deux axes de liaisons : nord-sud, est-ouest, ce qui résume les itinéraires professionnels les plus fréquentés ».

Le projet privé est une chance pour la Ville, mais il lui appartient maintenant de reprendre le commandement du navire pour aménager cette partie du territoire urbain. Les axes nord-sud, et est-ouest représentent déjà des lignes pour installer les réseaux (eau, électricité, Internet très haut débit), pour construire des logements en mixité avec des activités marchandes et de service, pour prévoir des équipements sportifs et de loisirs. « Proche de la Fondation Luma, nous allons mettre en valeur une zone d’activité pour accueillir des entreprises, des services publics, mais aussi des logements, sur un terrain à aménager de 9 hectares », précise David Grzyb. Il convient de souligner qu’Arles ne peut pas construire n’importe où à cause du risque inondation. Ainsi 80 % du territoire communal est déclaré « inconstructible » par l’Etat.

Sur l’axe nord-sud, l’administration de la Ville veut créer un nouvel axe de circulation pour éviter aux habitants des quartiers sud de traverser le centre-ville pour se rendre dans la partie nord de l’agglomération, et inversement. « C’est aussi l’occasion d’aménager une  « voie verte » pour les vélos, les piétons, en aménageant une ancienne voie ferrée » ajoute l’élu. Dans les perspectives de l’administration, il faut éviter les ruptures entre le centre ancien et les quartiers périphériques, et créer des points de liaisons, et des « rotules » distribuant les échanges entre les pratiques professionnelles, la circulation des habitants, les déplacements touristiques.

 

Utiliser les infrastructures existantes

Arles, comme Pskov, est déjà coupée en deux par un fleuve. Les ponts servent à joindre les deux parties, mais c’est insuffisant pour Arles. La ville est aussi coupée par une voie de chemin de fer (ligne entre Paris et Marseille), et par de multiples canaux d’irrigation. Ces infrastructures vont servir à la ville pour choisir l’emplacement des voies piétonnes, des parkings, et des futures voies de transports en commun.

« Nous avons aussi chiffré à 4000, le nombre de logements neufs à construire dans les 10 ans ». L’attraction de la Fondation Luma met en valeur de nouveaux quartiers résidentiels, la ville doit veiller que l’aménagement de ces secteurs inclut du logement social et des services publics.

 

Resteindre l’usage automobile

Les centaines de milliers de visiteurs attendus pour la Fondation Luma s’ajoutent aux 2 millions de touristes environ qui viennent à Arles chaque année, pour les monuments et pour les festivals. Le centre-ville, s’il veut garder son attractivité, doit limiter considérablement la circulation automobile. Dans le dessin futur de la ville : Fondation Luma, axes nord-sud, est-ouest, un ensemble de parkings sont prévus qui doivent dissuader les touristes, mais aussi ceux qui viennent travailler en ville, d’utiliser leurs voitures. Des deux côtés du fleuve, et sur les trois entrées principales de l’agglomération des parkings seront créés, ou renforcés, à partir desquels des navettes (minibus) on pourra rejoindre le centre-ville.

Le stationnement « intra-muros » est dès avril 2016 réglementé dans le centre ancien, avec différentes zones de tarification, afin de réserver le stationnement aux personnes qui habitent le centre-ville et aux commerçants qui travaillent dans ce secteur.

 

Le schéma d’ensemble

La géographie d’Arles était autrefois dessinée par le tracé du fleuve et par le tracé de la ligne de chemin de fer Paris-Marseille. La ville romaine s’est construite sur les seules parties qui ne risquaient pas d’être inondées par le fleuve. Aux XIXe siècle, les industries se sont installées près du fleuve pour bénéficier du transport fluvial et maritime (la mer est à 40 km), ou près de la voie ferrée pour bénéficier du transport ferroviaires qui était alors bien plus important que le transport routier.

La ville du XXIe siècle est toute différente : la ville ancienne attire des millions de visiteurs et l’aménagement de ce patrimoine est devenu une source de richesse majeure. En revanche, l’industrie a perdu la quasi-totalité de ses emplois. Le secteur des activités culturelles est progressivement devenu un autre acteur économique important avec des entreprises culturelles et des mécènes comme la famille Hoffmann qui ont racheté, mis en valeur des musées, créer des fondations qui soutiennent les activités artistiques. Les pouvoirs publics, pour rester maîtres de l’aménagement du territoire, ont tout intérêt à anticiper l’occupation des espaces publics anciennement abandonnés, afin de conserver l’équilibre de la cité entre sa centralité et sa périphérie, sa fonction sociale et publique, l’habitat, les équipements sportifs et de loisirs, et les zones d’activité marchande et industrielle.

 

 

Photo d’une réunion publique de présentation du Plan local d’urbanisme à Arles

 

 

Photo du musée Guggenheim de Bilbao

 

Les projets privés à Pskov et à Arles interpellent les pouvoirs publics responsables de l’urbanisme. A Arles, le Plan Local d’Urbanisme (PLU) est présenté à la population au cours de réunions publiques animées par les techniciens communaux et les élus. C’est en définitive aux citoyens de dire à quoi leur ville doit ressembler dans vingt ou trente ans. A Bilbao, en Espagne, le musée Guggenheim est à l’origine d’une renaissance de cette grande ville portuaire. Il en a été de même à Londres avec le nouveau quartier au borde la Tamise, idem à Sydney avec le nouvel opéra. Pskov suivra-t-il le même chemin ?

 

Alain OTHNIN-GIRARD,

a Arles, France pour PressAparte

Ещё материалы на русском и французском языках от нашего автора во Франции:

В древних городах Европы действует архитектурно-историческая полиция, какую не мешает иметь и Пскову

Евро 2016: чемпионат во время кризиса

Noël plus fort que la peur... Рождество сильнее страха

Французы в городе Арле предлагают вернуть детей природе

Три дня и три ночи вокруг быков и корриды провёл автор «Прессапарте»

Два миллиона туристов…

59874 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу