Интернет-газета. Псков
16+

Французы в городе Арле предлагают вернуть детей природе

09 сентября 2015 г.

Как и в России, в Пскове, французские школы вновь открылись в начале сентября. Из пяти тысяч учеников основных, общеобразовательных школ и колледжей французского города Арля, около тридцати из них собираются получить новое образование, опирающееся на искусство и знание о природе. Открытие удивительной школы происходила 5 сентября.

 

Перед детьми, которые расселись на сцене часовни Méjan, директор, Генри Дахан, вспоминает о прошлом этого исторического места, которое теперь даст крышу их новой школе. Обращаясь к детям, он сказал:

- Здесь вы в римском храме, здесь вы в средневековой церкви, здесь, вы в концертном зале, в выставочном комплексе, где демонстрируются работы художников, фотографов, мастеров культуры, и это теперь школа, ваша школа.

Их около тридцати - детей от 9 до 14 лет, записанных в школу «Domaine du possible» - новое учебное заведение, созданное в Арле. Учебное учреждение финансирует не государственный бюджет, а поддерживается властями региона Provence-Alpes-Côte d’Azur (Прованс-Альпы-Лазурный берег), руководство которого (президент, Мишель Возель) присутствовал при открытии школы. Теперь это учебное заведение работает в Арле, наряду с детскими садами и школами города.

Префект Арля и президент региона на инаугурации школы


Во Франции всегда существовало частное образование, как и учебные заведения на основе католической церкви, или других образований, которые базируются на педагогических теориях, альтернативных или маргинальных как на методе Селестена Френе или Марией Монтессори, которые обычно не признаны образованием во Франции.

 

Например, итальянский педагог Мария Монтессори строила свою систему воспитания на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку. А Селестен Френе - сельский французский учитель из деревни Ване видел назначение учителя и школы не в том, чтобы приспособить ребенка к той же общественной среде, из которой он и вышел, а, напротив, в том, чтобы воспитать в нем носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду которая его выпустила.

 

Школа демократическая или для элиты?

В Арле, как и в других городах Франции, в последние годы часто констатируют провал форм традиционного образования. Оно больше не приводит к тому, чтобы обучать граждан, способных после легко включаться в современную экономику, находить профессию и жизненное назначение. Новая школа в Арле - местный ответ родителей и педагогов-новаторов, которые не желают, чтобы их дети потерпели неудачу в своих жизненных исследованиях.

Генри Дахан, директор новой школы в Арле и Патрик Бучейн - архитектор и декоратор, преподаватель в школе.


Во Франции, частная школа для своего функционирования не может просить о субсидии государство. В силу этого, первоначальный бюджет новой школы, арлезианцы создали из личных дотаций и из отчисления торговых фирм, например издательство Actes Sud, известное тем, что обеспечило мировую известность русской писательнице Нине Берберовой и шедеврам скандинавской литературы. В бюджет школы добавляются и взносы семейств, которые записывают своего ребенка в это учреждение.

 

Если точнее, на первый год существования школы есть 33 или 35 избранных детей, у родителей которых есть финансовые средства оплачивать это особенное образование.

 

Мы можем приветствовать мужество и решение родителей, решивших предложить своим детям лучшие условия образования и не стандартную педагогику. Но надо понимать, что такой проект не мог осуществиться без значительных финансовых и материальных инвестиций того же издательства Actes Sud, одна из главных компаний Арля.

Педагогика, уважительная к человеку и природе

В проектах школы «Domaine du possible», программы которой были зарегистрированы ещё с 2013 года, авторы упоминают технику «благосклонности», освоение которой сможет развить творческий ум детей; способствовать появлению у них талантов во всех областях искусства. Самая главная цель - обучать индивидов, уважительных к среде, способных быстро включаться в жизнь общества, приобретая навыки, знания и характеристики для гармонии с общественной средой и природой. «Экологическая» педагогика, внедряемая школами Рудольфа Штейнера, служит теоретическим обоснованием для этой новой школы.

В школе очень простые, но уютные классы


Педагогическая команда, в противоположность преподавателям традиционных школ, создана из педагогов, у которых есть и другая профессия, художественная или культурная страсть: архитектура, музыка, полиграфия, литература… Учебный день здесь формируется индивидуально, используя сначала не учебные дисциплины для того, чтобы потом облегчить постепенное приобретение знаний в математике, физике, естественных науках, иностранных языках, обществознании.

Школа должна быть за городом

И вот уже с 7 сентября, часовня Méjan, на набережной реки Роны, где расположена необычная школа, принимает чуть больше тридцати учеников в двух классах. Здесь же есть место для различных художественных и культурных представлений, спектаклей, открывается и сезон музыкальных концертов классической музыки. В будущем году, с приходом большего количества учеников, школа должна будет освоить местечко, находящееся в 20 км от Арля в сельскохозяйственной области. Дети смогут там изучить сельское хозяйство и разведение различных животных. А в дальнейшем ученики школы смогут достигнуть пищевого самообеспечения, производя на месте продукты, необходимые для детей и для преподавателей. Главный педагогический результат – воспитывать в детях знания жизни растений и животных и научить бережному отношению к природе.

 

  • - Эту альтернативную школу не случайно поддерживает издательство Actes Sud – оно объединяет авторов, которые поддерживают действия за экологию и охрану природной среды;
  • - Арль расположен в Провансе, на юго-востоке Франции. Этот город принадлежит региону Прованс-Альпы-Лазурный берег (Provence-Alpes-Côte d’Azur), который включает также Марсель, Тулон, Канны и Ниццу;
  • - Сегодня 250 тысяч учеников в мире получают образование по методике Steiner-Waldorf (Вальдорфская школа Штейнера), распространённой в тысяче школ во всём мире, и которых около двадцати во Франции. Рудольф Штейнер - немецкий педагог, который написал базы этой педагогики в начале XX-го века.
  • - В программе школьного обучения сезона 2015-2016 в Арле концерты Моцарта, Мендельсона, Бетховена, Равеля, Шуберта, Бартока, Шостаковича, Брамса, Стравинского, Вагнера, и др.   

 

Для установления контактов: школа «Domaine du possible» 23, набережная Max-Dormoy, Арль, Франция. Тел: (33) 4 90 49 56 78

 

Ален Отнен-Жирард, фото автора

«Прессапарте»

Une école humaniste et écologique à Arles

Comme à Pskov, les écoles françaises ont ouvert à nouveau au début septembre. Parmi les 5000 élèves d’Arles en sections maternelles, élémentaires et collèges, une trentaine d’entre eux vont profiter d’un enseignement nouveau, s’appuyant sur les arts et la connaissance de la nature. L’inauguration de l’école avait lieu le 5 septembre 2015.

Les premiers élèves écoutent le directeur présenter leur établissement scolaire.


Devant les enfants assis sur la scène de la chapelle du Méjan, le directeur, Henri Dahan, évoque le passé de ce lieu historique qui va abriter leur nouvelle école : «Ici, vous êtes dans un temple romain, ici vous êtes dans une église médiévale, ici vous êtes dans une salle de concert, un lieu d’exposition de tableaux ou de photographes et de sculptures, et c’est aussi maintenant une école, votre école».

Ils sont une trentaine d’enfants, de 9 à 14 ans, inscrits dans l’école du «Domaine du possible»* , le nouvel établissement scolaire, créé à l’initiative des éditions Actes Sud, à Arles (France). Un établissement privé, financé par des dotations non étatiques, mais soutenu par la Région* Provence-Alpes-Côte d’Azur (le président, Michel Vauzelle, était présent à l’ouverture de l’école le 5 septembre). Une école d’un genre nouveau, à côté des écoles maternelles et publiques de la ville qui ont accueilli depuis le 2 septembre, quelque 5000 écoliers.

Le préfet d’Arles et le président de la Région assistent à l’inauguration de l’école


Si en France, comme ailleurs, a toujours existé un enseignement privé, essentiellement un enseignement fondé sur les valeurs de l’église catholique, d’autres enseignements ont été proposé qui se fondent sur des théories pédagogiques alternatives ou marginales comme la méthode Freinet, Montessori, les expériences libertaires et non directives développées aussi en Russie après la Révolution, qui ne sont  généralement pas reconnues par l’Education nationale en France.

Une école démocratique ou pour l’élite ?

A Arles, comme dans les autres villes de France, on constate souvent l’échec des formes d’enseignement traditionnel qui n’aboutissent plus à former des citoyens aptes à s’intégrer  dans l’économie moderne, à trouver un métier et un emploi valorisant.  Ces constats n’ont, pour le moment, pas entraîné une remise en cause de l’Education nationale et de ses enseignants. L’école du «Domaine du possible», est donc une réponse locale de parents et de pédagogues novateurs qui n’acceptent que les enfants échouent dans leurs études.

Henri DAHAN, directeur pédagogique de l’école du Domaine du possible, et Patrick Bouchain, architecte et scénographe, enseignant dans la nouvelle école.


En France, une école privée ne peut pas demander de subvention à l’Etat pour son fonctionnement, si elle ne suit pas les programmes scolaires de l’Education nationales. De ce fait, le budget initial de la nouvelle école arlésienne est constitué de dons privés et de dotation de sociétés commerciales comme la maison d’édition Actes Sud (connue notamment pour avoir assuré la renommée mondiale de l’écrivain russe Nina Berberova et de la littérature scandinave), auxquelles s’ajoutent les cotisations des familles qui inscrivent leur enfant dans cet établissement.  Concrètement,  pour la première année d’existence de l’école, les 33 ou 35 enfants sélectionnés, ont des parents qui ont les moyens financiers de payer cet enseignement particulier.

Si on peut saluer le courage et la détermination de parents décidés à offrir à leurs enfants de meilleures conditions d’enseignement, une pédagogie adaptée à leur personnalité, il faut admettre qu’un tel projet ne pourrait exister sans l’investissement financier et matériel important de la société d’édition Actes Sud, une des principales compagnies de la ville d’Arles. La chapelle du Méjan et le domaine agricole qui abritera l’école en 2016 sont des propriétés foncières de la Maison d’édition.

Une pédagogie respectueuse de l’individu, et de la nature

Dans leur projet d'école du «Domaine du possible», dont les statuts ont été enregistrés depuis 2013, les auteurs évoquent une école de la «bienveillance», dont l’enseignement  veut développer l’esprit créatif des enfants ; favoriser l’éclosion de leurs talents dans tous les domaines, dans le but de former des individus respectueux de leur environnement, aptes à s’intégrer dans la société en ayant acquis des personnalités et des comportements en harmonie avec leur environnement et la nature. Une pédagogie «écologique» inspirée des écoles Steiner* sert de fondement théorique à cette nouvelle école.

Une classe aménagée au 2e étage de la chapelle qui accueille aussi des concerts et des expositions.


L’équipe pédagogique, à l’opposé des enseignants traditionnels, est constituée de pédagogues qui ont tous un métier, une passion artistique ou culturelle: l’architecture, la musique, les arts graphiques, la littérature…

La journée d’école classique est structurée autour d’apprentissages personnalisés qui utilisant ces disciplines «non scolaires» afin de faciliter l’acquisition progressive des connaissances en mathématiques, physiques, sciences du vivant, langues étrangères, citoyenneté.

Une école à la campagne

Depuis le 7 septembre 2015, la chapelle du Méjan, sur les quais du Rhône, accueillent la trentaine d’élèves dans deux classes.  Le lieu sert aussi à différentes manifestations artistiques et culturelles, comme la saison de concerts de musique classique*.  Dès l’an prochain, avec davantage d’élèves, l’école devrait s’installer à quelque 20 km, dans un domaine agricole. Les enfants pourront y apprendre l’agriculture et l’élevage. Le but final sera même qu’ils parviennent à une autosuffisance alimentaire en produisant sur place la nourriture nécessaire aux enfants et aux enseignants. Une façon de les éduquer progressivement à la connaissance des plantes et des animaux et de leur apprendre le respect de la nature.

 

* Domaine du possible : le nom de cette école alternative, vient du nom de la collection des éditions Actes Sud qui réunit des auteurs qui soutiennent les démarches écologiques et de protection de l’environnement.

* Arles est situé en Provence, au sud-est de la France. Cette ville appartient à l’Oblast « Provence-Alpes-Côte d’Azur » qui comprend aussi Marseille, Toulon, Cannes et Nice.

* 250 000 élèves dans le monde suivent un enseignement Steiner-Waldorf, dispensé dans un millier d’écoles, dont une vingtaine en France. Rudolf Steiner est un pédagogue allemand qui a écrit les bases de cette pédagogie au début du XXe siècle.

* Au programme de la saison 2015-2016, concerts de Mozart, Mendelssohn, Beethoven, Ravel, Schubert, Bartók, Chostakovitch, Brahms, Stravinsky, Haydn, Barber, Buxtehude, Mahler, Wagner, Strauss

 

Contact : école du « Domaine du possible », 23, quai Max-Dormoy, Arles, France. Tél. : (33) 4 90 49 56 78

 

Alain Othnin-Girard,

«Pressaparte»

3702 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу