За что псковские яхтсмены должны благодарить Петра I и что спасает навигацию в Пскове
Псков хоть и не морской город, но парусами, волнами, свежим ветром здесь болеют. Псковский яхтклуб кинувший якорь в Снетогорской бухте, начинался в 80-х годах прошлого столетия с инициативы сотрудников и руководства крупных псковских заводов: АДС, ПЭМЗ, ТЭСО… Правда, официальное открытие состоялось лишь в 1996 году. На задержке сказались и трудные годы перестройки, и неразбериха, которая царила в стране и в жизни предприятий. Не до яхт было, если в двух словах…
Игрушки для настоящих мужчин
Когда въезжаешь на территорию клуба, то хочется думать только о том, что мир был бы неполон, если бы люди не придумали лодки, яхты, катера и прочие средства передвижения по воде. А ещё без трепещущих на ветру флажков. Без размеренного хлопанья маленьких волн о борта, без тихого поскрипывания качающихся яхт и свиста ветра в снастях.
- Ветер мы любим. Но не каждый… Вот, южный – нам ни к чему. А северный – то, что надо, - говорит директор яхтклуба в Снетогорской бухте Сергей Новиков. – Северный ветер гонит волну из Псково-Чудского озера в реку Великую, и тогда уровень воды в реке и в нашей бухте поднимается.
Когда мы были в яхтклубе, в регионе вот уже которую неделю царствовал южный ветер, который с уровнем воды делает всё наоборот. И у причалов уровень воды был ниже некуда…
- Сантиметров восемьдесят, - измеряет глубину веслом Сергей Евгеньевич, как его уважительно зовут все вокруг. Потому что если и есть в Пскове морские «волки», то Сергей Новиков в их первых рядах.
Восемьдесят сантиметров. А у берега и того меньше – этого, конечно, мало, чтобы катера и яхты могли себя чувствовать «как рыба в воде». Полтора метра – минимум, который нужен. Отсутствие воды в бухте одна из главных проблем для владельцев плавсредств, а для директора – тем более…
- Надо срочно углублять и чистить дно бухты, - говорит Сергей Новиков. – Иначе может прийти такой момент, что никто на воду не выйдет.
Если бы смогли провести дноуглубительные работы, тогда лодки и катера можно было бы швартовать прямо у берега, а не у понтонов, которые занимают много места и в без того небольшой бухте. Сейчас к берегу по отмели могут причаливать только бескилевые, плоскодонные суда. Но все дноуглубительные работы стоят денег, и не маленьких, и найти их, даже для директора яхтклуба, где держат свои «игрушки» люди не бедные, дело трудное. Иногда даже оплату за стоянку дорогих игрушек, которая идёт на круглосуточную охрану, оплату вывоза мусора, электроэнергию – было не собрать. Правда, с началом августа стало полегче: в клубе ввели членские взносы – не сдали вовремя – нет и стоянки для неплательщиков.
- Охрана у нас не только круглосуточная, но с недавнего времени и круглогодичная, - продолжает показывать территорию директор. – Раньше охрана была лишь в сезон навигации, после того как она снималась – здесь можно было делать всё что хочешь. У меня теперь есть идеи и предложения сделать работу яхтклуба круглогодичной. Когда придёт зима и встанет лёд, бухту можно легко расчистить и сделать каток – освещение есть, горки для катания на ватрушках – тоже. И снегоходы можно использовать. И бани, сауны сделать.
Можно, конечно… Городу очень даже кстати новые центры отдыха не средь пыльных многоэтажек, а на природе. Но воплотятся ли идеи в жизнь, зависит в первую очередь от владельцев клуба: захотят ли?
Пока же яхтлуб в Снетогорской бухте – практически единственный в Пскове. И это более чем странно, ведь Псков расположен на одном из крупнейших водных объектов России. Но даже этого могло не быть, если бы не Пётр I…
Что спасёт очередную навигацию?
Во время подготовки к Северной войне в первые годы восемнадцатого века, Пётр приехал в Псков с планами укрепления города к затяжному противостоянию со Швецией и возможными атаками шведов на псковскую крепость. В числе мер по усилению обороноспособности Пскова было и предложение вырыть канал вокруг мыса, на котором расположен древний Снетогорский монастырь, сделав его неприступным для атакующего врага. Тогда и начали копать в этом месте берега Великой, углубляясь вглубь. Но натолкнувшись на известковую скалу – отложили. А потом и необходимость отпала – шведы не дошли. Но благодаря петровскому начинанию в этом месте появилась рукотворная бухта. Её, заросшую кустарником и трестой, и присмотрели в 80-е годы прошлого столетия любители путешествий и гонок под парусом.
Сегодня, кроме проблемы с дноуглублением бухты, есть и другие. Например, нехватка мест для стоянок.
Сейчас в бухте размещаются больше тридцати пяти катеров и четырнадцать яхт. И всё – новых мест практически нет. С огромным желанием мужчины разных возрастов рвутся к своим «игрушкам». Они их чистят, моют, перекрашивают, латают паруса, чтобы раз в неделю или две выйти в Псковское или Чудское озера. Яхты, катера, лодки – увлекательнейшее занятие, его развитие в Пскове позволило бы многим горожанам, и главное подросткам, сделать свою жизнь разнообразной и живой, отвлечься от пивных залов и беспросветных перспектив.
Пскову пора бы всерьёз задуматься над возможностями развития малого водного транспорта, ведь это и хорошая дополнительная возможность привлекать в город туристов и отдыхающих. Да, и просто потому, что это красиво. А чтобы у псковских мальчишек с детства развивалась культура, этика и навыки мореходства, хорошо бы восстановить Клуб юных моряков, который был создан в Пскове в середине 80-х профессиональным моряком Владимиром Покатовым, и плодотворно работал восемь лет, пока не был закрыт бездумной росписью равнодушного чиновника городской администрации Пскова. Сегодня при Снетогорском яхтклубе работает детская парусная школа, которую создал нынешний председатель федерации парусного спорта Псковской области Сергей Оверкин. Ребята обучаются яхтенному делу, выходят под парусом на лодках на воду. И уж большая часть из них точно влюбятся в ветер, волны, паруса, и захотят всю дальнейшую жизнь иметь мачту над головой. Но городской Клуб юных моряков – смог бы давать псковским ребятам ещё больше.
Если кто-то думает, особенно из чиновничьего отряда, что яхтклубы, лодки, катера – это дело частное – захочет бизнес вкладывать в это дело средства - пусть вкладывает, не захочет – Псков переживёт, то это ошибочное мнение.
Яхтклубы, причалы, пристани, водные автозаправочные и другая инфраструктура для водного сообщения на реках и озёрах Пскова и окрестностей не появятся, пока не будет создана благоприятная бюрократическая, техническая и моральная основа… До этого момента не вернутся и элементарные для советского времени земснаряды, которые предназначены для очищения водоёмов и дноуглубления. И директор яхтклуба Сергей Новиков так и продолжит только мечтать о проведении этих работ в Снетогорской бухте и ожидать большую воду.
- Да, пока остаётся надеяться только на неё, - с морским оптимизмом говорит Сергей Евгеньевич, – приходит после лета большая вода, возвращается северный ветер – вот это и спасает очередную навигацию
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
"Прессапарте"
Ещё по этой теме:
Один день из жизни псковского яхтклуба
Псковские воды отныне будет бороздить хорошая крейсерская яхта
Поделиться с друзьями: