Кто же его так поставил, «он же памятник»…
На набережной реки Великой была установлена бронзовая статуя солдата Первой мировой войны. Таким образом, в Пскове во исполнение неформальной традиции «чтобы по два»: два Ленина, две Ольги - стало и два памятника солдатам Первой мировой…
У установленного на набережной «солдата» был долгий путь к постоянному пристанищу. Вышедший из мастерской ректора Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии Александра Пальмина «солдат» долгое время одиноко стоял в фойе Псковского государственного музея-заповедника. Именно псковские музейщики были инициаторами этого памятника, посвящённого солдатам почти забытой войны, и заказали Александру Пальмину изготовление скульптуры.
Скорее всего, судьба этого «солдата» была бы более торжественной, но в судьбе памятников, как и у людей, тоже есть различные «но» и в том числе неприятные пересечения: именно такое и случилось в Пскове.
Когда скульптуру Александра Пальмина уже готовы были презентовать горожанам, объявились инициаторы из Москвы, в лице самого министра культуры, который предложил установить в Пскове уже почти готовую скульптуру памятника солдатам Первой мировой работы народного художника России скульптора Салавата Щербакова. Подарку министра не с первой попытки, но нашли место в специально благоустроенном для этого сквере между вокзалами. А судьба «солдата» Александра Пальмина почти целый год оставалась неизвестной. Хотя планы по его возможной установке на Георгиевском спуске, возле здания бывшего штаба Северного фронта, стали известны уже ранней весной нынешнего года.
И вот, решение принято – памятник стоит. Честно говоря, узнав о предстоящей 6 августа установке, за несколько дней сходил на набережную к зданию бывшего штаба Северного фронта, долго пытался понять: где же встанет памятник? Никаких работ по формированию площадки, бетонного основания постамента - не обнаружил. И только на открытии стало понятно, что «солдат» встал не на постамент, а на крохотную площадку из бетонной плитки чуть в стороне от тротуара. Поэтому и длительных подготовительных работ не было видно.
Честно говоря, в таком виде, «солдат» больше похож не на памятник, а на парковую скульптуру.
Вот подождите, скоро ему отшлифуют ладонями штык винтовки или какие-то другие части тела, придумают легенду, что достаточно потереть и будет вам счастье или удача, или в результате никогда не будет войны... Да, этот солдат встал очень близко к людям – по сути, оказавшись среди них, к нему можно подойти, можно сфотографироваться рядом, погладить, подёргать за штык. Спору нет, Пскову очень не хватает парковой скульптуры – один «скобарь» в Детском парке и всё… И «солдат» на набережной, конечно, понравится псковичам, да, и туристам тоже. Но, как-то очень не по себе, оттого, что памятник Солдатам первой мировой войны превратится в очередную парковую скульптуру. Ведь задача у памятника совсем иная, чем у городской скульптуры – «он же памятник», - как говаривал герой Савелия Крамарова в знаменитом фильме.
Он не просто должен находиться рядом с прогуливающимися по набережной людьми, а напоминать о миллионах погибших в той забытой войне, о таких же мужчинах и женщинах, которые легли костьми, хотя могли бы и жить.
Он должен не только напоминать о войне и её возможных последствиях, но и о том, что политикам нужно стремиться не с помощью войн решать сложные политические вопросы, а другими более мирными способами. К сожалению, ощущение такое, что «солдат» на набережной оказался недоделанным. К чести автора Александра Пальмина – сама скульптура – очень хороша. Солдат и впрямь, как живой. Но вот то, что он оказался без постамента, на котором была бы написана простая фраза «Солдатам Первой мировой войны посвящается…», без сформированной площадки вокруг - это ошибка. Кстати, без пояснительных надписей тут в любом случае не обойтись: люди не должны гадать, что за «солдат» тут стоит.
Да, и с домом, который позади солдата, в котором в 1915 году размещался штаб Северного фронта Российской императорской армии, городским властям пора бы уж что-то решить: передать его музею-заповеднику, как планируется, отреставрировать, разместить тут соответствующие экспозиции.
Александр ВАСНЕЦОВ, фото автора
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: