На полпути к Пскову: в Латвии надеются достроить велодорожки и ездить в Россию
В декабре 2021 года в комитете по туризму Псковской области анонсировали веломаршрут от Пскова до границы с Латвией. Велодорожка, как было показано в ролике-презентации проекта, пройдёт по Псковскому, Палкинскому, Островскому и Пыталовскому районам. Строительство велодорожек запланировано в нескольких проектах программы приграничного сотрудничества «Россия-Латвия».
С мая 2019 года по программе реализуется проект, который называется «Сохранение и продвижение культурного и исторического наследия в России и Латвии». Он предусматривает разработку и продвижение приграничного туристического маршрута по замкам, крепостям и домам Латгалии, Видземе (Латвия) и Псковской области. Правда, устройство дорожек - это не основная статья расходов. Больше средств было направлено на реставрацию дома Н.А. Беклешова и открытие в Пскове Туристского информационного центра. Со стороны Латвии была выполнена реставрация Порохового склада в крепости Даугавпилса и реконструкция пострадавшего от пожара замка Цесвайне. Срок реализации этого проекта - до апреля 2022 года. Так же, как и другого, который реализуется с октября 2019 года и называется «Развитие зелёных туристических маршрутов, объединяющих приграничные регионы Латвии и России для общего устойчивого развития малых городов и сельских районов» - «Зелёный туристический маршрут Рига-Псков». При прокладке маршрута учитывались железнодорожные ветки, в том числе старые, природные тропы, находящиеся вблизи дорог природные и культурные объекты. Маршрут от Риги до границы с Россией разрабатывался с учётом интересов велосипедистов и пеших туристов.
5,5 часов на велосипеде туризму
Псков в ролике областного комитета по туризму показан фрагментами – там, где построены велодорожки. Это территория вокруг Кремля, в парке реки Псковы, Финском парке, на набережной, у памятника Александру Невскому. Кольцевой маршрут, так называемое сердце Пскова, который упоминается в стратегии развития города до 2030 года, ещё далеко не готов. На рекламном видео участники съёмки выезжают через через Черёху, мимо памятника десантникам. Потом в кадр сразу попадает Палкино – центр посёлка и Смолинское озеро. Дальше сразу показаны мосты в Острове, в кадре мелькает табличка – Даугавпилс 195 верст. Ещё показаны краеведческий музей и линия Сталина. Потом также фрагментарно снят Пыталовский район: церковь Николая Чудотворца, музей космонавтики. Дальше велосипедисты едут по проезжей части уже в сторону границы.
Набережная реки Великой в Пскове - один из участков, подходящий для велопрогулок
В реальности ситуация такая: большую часть этого маршрута и правда можно проехать, но без велодорожек и без разных достопримечательностей по пути. Пскович Дмитрий Жуков в группе «Веломаршруты Пскова» «ВКонтакте» проехал по этой дороге до Острова и записал своё путешествие.
Выехал он из Пскова ранним осенним утром, проехал через Ветошку, Слопыгино, в Палкино проехал никуда не сворачивая по центральной улице - Островской, по ней же выехал на Остров. На дорогу Дмитрий не жаловался, но ехал всё время по обочине, никаких дорожек для велосипедистов, как никаких интересных объектов на пути, кроме природных, вроде озёр, нет. Но на озёра в этот раз Дмитрий не заезжал, хотя на других маршрутах ему случалось это делать. В Палкино тоже никуда не сворачивал - просто некогда, если хочется успеть съездить туда и обратно засветло.
В центре Острова после реконструкции мостов и парка есть, где покататься
От Пскова до Острова в один конец около 76 км. Яндекс. Карты показывают, что это расстояние можно преодолеть на велосипеде за 5,5 часов. При хорошей физподготовке, как в случае Дмитрия, можно обернуться и быстрее, если дорога не подводит. Но на въезде в Остров всё же подвела, он даже камеру выключил - сказал, что не хочет показывать зрителям развалившийся асфальт и такие же дома на окраине. Продолжил съёмку уже в центре города, ближе к мостам. Реконструкцию в Острове похвалил, немного покатался по центру, доехал до парка. Видно, что там есть на что посмотреть, и дорожки новые, и пока по ним хорошо кататься. Но времени было в обрез, поэтому Дмитрий развернулся и поехал обратно, по тому же маршруту. Сказал, что гораздо интереснее кольцевые маршруты, так как возвращаться обратно той же самой дорогой, по которой ты ехал сюда, занятие неблагодарное.
Маршрут от Пскова до границы с Латвией на Яндекс.Картах
Кстати, с инфраструктурой по пути напряжённо. Кафешек на пути нет — Дмитрию приходилось перекусывать взятой с собой едой. Туалетов тоже нет. Отдыхать и пережидать дождь надо было на остановках. Информационных стендов — ни одного, но Дмитрий парень местный, всё знает, ему они незачем. а туристам, с местностью не знакомым, помогут навигаторы. Журналисты из Латвии очень хотели видеть российскую часть маршрута, может, и хорошо, что пока этого нельзя сделать из-за закрытых границ. От своей части они, кажется, были в восторге.
Гринвеи как стимул для развития отсталых регионов
Латвийскую часть «Зелёного маршрута» показали журналистам ещё летом. В августе 2021 года вместе со специалистами Видземской туристической ассоциации по зелёным дорогам маршрута Greenways проехала делегация из нескольких человек, в том числе автор издания Rus.LSM.lv. Потом девушка посвятила этому путешествию отдельную статью. Жалела только об одном, что граница закрыта.
Стартовали не из Риги, а из Огре, потому что в столице загружены шоссе, и там неудобно выезжать. Оказалось проще взять велосипед и сесть на электричку в Огре. Там и посмотреть есть на что: журналисты посетили местный музей, пообщались с сотрудником огрского туристического информационного центра. Проехали через природный парк Zilie kalni, или Синие горы. Здесь на площади 312 га размещены всевозможные трассы, спортивные площадки, тропы, площадки, оборудованные для отдыха на природе, купальни, есть велопрокат, в том числе электрических велосипедов. «Парк горожанами явно любимый», - заметили путешественники.
Маршрут Огре-Виляка в Латвии на Яндекс.Картах
Зелёные дороги, или маршруты, или гринвеи, идут по полотну бывших железных дорог и предназначены исключительно для немоторизованного транспорта. В Латвии первой продвигать идею их создания стала Видземская туристическая ассоциация. И председатель её правления Райтис Сиятс впоследствии стал и исполнительным директором Латвийской ассоциации зеленых дорог. Ожившие гринвеи дают шанс к жизни новым проектам и работу живущим в этих районах людям.
Уже в начале маршрута журналисты поняли, что путешествие, если останавливаться и осматривать всё интересное, что встретится на пути, затянется на неделю. По дороге на северо-восток страны, в сторону села Эргли путешественники отметили для себя здание бывшей станции Кейпене – культовое, как они сказали место, и единственное в мире, посвящённое режиссёру. Здесь после реконструкции открыли Центр коммуникаций Сергея Эйзенштейна». Здесь есть старые телефоны, кинотуннель из 24 арок по количеству кадров в киноленте, колодец, на дне которого тоже кино, винтовая лестница. На станции сохранился фрагмент железной дороги — этим здесь воспользовались и придумали свой необычный аттракцион - рельсовый велосипед, велоповозка - не путать с дрезиной.
На бывшей станции Эргли сделан колоритный перрон и информационный пункт. Здесь можно остановиться, поесть в ресторане, прокатиться на лодке с прозрачным дном. Придумал это всё Марис Олте, в прошлом журналист, а теперь владелец станции и всего, что здесь находится.
Следующую треть маршрута проехали по живописным местам - холмам и долинам Пиебалги. Маркировка на маршруте подробная, но компанию сопровождал местный гид, и они ему за это очень благодарны: он показал путешественникам старое русло реки Гауи, самую древнюю сосну в стране, рассказал, как раньше добывали древесную смолу и организовал живую музыку.
«Потом мы плавали на плоту по Балвскому озеру, вязали веники и делали скрабы из трав. Играли в умные «железнодорожные» игры в образовательном центре Гулбене, спугнули лосёнка, резвившегося в лесной речушке», - рассказывала потом корреспондент Rus.LSM.lv.
В общей сложности веломаршрут составил километров тридцать, остальную часть пути от Огре до Виляки, около 200 км проехали на машинах. В Виляке, конечной точке маршрута, посетили несколько выставок, и оттуда вернулись домой.
В целом впечатление от маршрута у первых путешественников осталось положительное - и собственно, из-за путешествия, и из-за инициативных толковых людей, которых они встретили по дороге. Корреспондент Rus.LSM.lv потом написала, что страна меняется к лучшему, и она завидует тем, кому предстоит увидеть её в будущем.
До 2027 года ещё есть время
Латвийская сторона благоустраивала зелёный маршрут Огре-Виляка на средства, выделенные по программе приграничного сотрудничества «Россия-Латвия 2014-2020 гг.». На новом этапе программы (2021-2027 гг.) стороны и дальше планируют развивать и укреплять долгосрочные партнёрские отношения. География программы стала шире, теперь в ней участвуют Рига, Даугавпилс, Елгава, Юрмала, Резекне, Валмиера и Екабпилс в Латвии и Псков, Великие Луки, Санкт-Петербург, Гатчина, Мурино, Всеволожск, Выборг, Сосновый Бор, Сертолово, Тихвин и Кириши в России.
Участие в программе регионов, не имеющих общей границы с Латвией, разработчики программы объяснили тем, что они «имеют хорошо развитые связи с приграничными регионами и активно работали в рамках приграничного партнёрства в течение предыдущего программного периода».
Предыдущая программа была направлена на развитие приграничных сельских регионов, которые сталкиваются с гораздо большими проблемами с точки зрения количества рабочих мест и доступности услуг, чем города. В новой программе это направление будет продолжено.
Регионы-участники программы обладают богатыми и разнообразными природными ресурсами и культурным наследием, включая первозданную природу, архитектуру, гастрономию, древние ремесла, объекты современной культуры, и всё вместе это обеспечивает серьёзный потенциал для туризма. Исторический центр Санкт-Петербурга и исторический центр Риги, а также многочисленные объекты Ленинградской области включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В список вошли также объекты Старой Ладоги, церкви псковской архитектурной школы и точки геодезической дуги Струве в Екабпилсе. В одной только Псковской области, как отмечается в программе, интересны для посещения: Псков, Печоры, Пушкинские горы, Изборск, Великие Луки, Гдов, Себеж и Порхов.
Понятно, что кризис, вызванный коронавирусом, оказывает значительное влияние на туризм. В то же время в этом есть свои плюсы: из-за эпидемиологических ограничений важность внутреннего и в первую очередь индивидуального туризма значительно возросла. Большой интерес и резкое увеличение числа посетителей наблюдается в сегменте туризма, связанном с природными объектами: природные тропы, велосипедные дорожки, пешеходные маршруты, памятники природы привлекают большое количество туристов, создавая потенциал развития для местных поставщиков услуг. Зелёные велодорожки (greenways), соединяющие регионы обеих стран, являются широко признанной инициативой, которая развивает старую инфраструктуру бывших железных дорог и других природных объектов. Эти дорожки и дальше планируется использовать для занятий спортом, пеших прогулок, туризма и отдыха. «Приграничное сотрудничество предоставляет дополнительную возможность преодолеть спад в туристическом секторе с помощью совместных стимулов, а также способствовать восстановлению отрасли и новым возможностям роста в более широком масштабе», - говорится в программе.
Кирилл ГРАДОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Объединение стран с помощью…велосипеда может начаться в Пскове
Велосипедная дорога из Москвы в Петербург уже не миф
Куда мир катится, и на каких колёсах. Общественный транспорт - обзор городов
Эксперты знают, каким должен быть город будущего. Нужно ли это Пскову?
Велосипеды в Европе вошли в список доходного криминального бизнеса наряду с наркотиками и торговлей людьми
Поделиться с друзьями: