Откуда взялся «Чёрный пёс – Петербург»?
Кажется, откуда у ДДТ и Юрия Шевчука такой колоритный образ города - «Чёрный пёс – Петербург»? Поэты чувствуют больше и глубже, видят дальше – и не случайно именно в 1994 году у ДДТ родился альбом с таким названием.
У Петербурга всегда был особенный образ. Пропадающий днём и мгновенно появляющийся с темнотой. Исчез этот образ только в 1924 году и пропадал неизвестно где до 1991 года. Хотя почему неизвестно? Прятался в стихах поэтов из прошлого. Объявился вновь лишь после переименования Ленинграда в Санкт-Петербург в сентябре 1991 года.
Образ вернулся спустя семь десятков советских лет. Только в городе с именем Ленинград этот образ чёрного пса не показывался. Неужели такое возможно? Может, это только воспоминания людей делают те годы и Ленинград – светлыми и яркими? А ещё героизм ленинградцев, который сделал невскую столицу символом, схожим с горой Олимп из древнегреческих мифов. Но нет, у поэтов эмоции, спрятанные в рифмы, о многом говорят. Почитайте стихи Эдуарда Асадова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Алексея Фатьянова – совсем другие образы.
Так или иначе – «чёрного пса» почти семьдесят лет не было видно.
А ныне, вот уже почти тридцать лет город снова «Чёрный пёс». Юрий Шевчук почувствовал его возвращение:
…В мертвых парадных, в хрипе зонтов
Твои ноты разбросаны всюду как волос,
Капли крови на черствых рублях стариков
Черный пёс Петербург - крыши, диваны,
А выше поехавших крыш - пустота
Наполняются пеплом в подъездах стаканы,
В непролазной грязи здесь живет чистота.
Поразительно, но до Юрия Шевчука, написавшего текст и музыку этой песни, Петербург действовал очень похоже на многих поэтов – те же образы, эпитеты, краски, настроения.
Вот у Аполлона Григорьева:
И пусть горят светло огни его палат,
Пусть слышны в них веселья звуки,-
Обман, один обман! Они не заглушат
Безумно страшных стонов муки!
Страдание одно привык я подмечать,
В окне ль с богатою гардиной,
Иль в темном уголку,- везде его печать!
Страданье - уровень единый!
Или у Поликсены Соловьевой:
Город туманов и снов
Встает предо мною
С громадой неясною
Тяжких домов,
С цепью дворцов,
Отраженных холодной Невою.
Жизнь торопливо бредет
Здесь к цели незримой...
Я узнаю тебя с прежней тоской,
Город больной,
Неласковый город любимый!
Ты меня мучишь, как сон,
Вопросом несмелым...
Ночь, но мерцает зарей небосклон...
Ты весь побежден
Сумраком белым.
У Саши Черного:
На Невском ночью
Темно под арками Казанского собора.
Привычной грязью скрыты небеса.
На тротуаре в вялой вспышке спора
Хрипят ночных красавиц голоса.
Спят магазины, стены и ворота.
Чума любви в накрашенных бровях
Напомнила прохожему кого-то,
Давно истлевшего в покинутых краях…
Это Осип Мандельштам написал про Дворцовую площадь:
Императорский виссон
И моторов колесницы, —
В черном омуте столицы
Столпник-ангел вознесен.
В темной арке, как пловцы,
Исчезают пешеходы,
И на площади, как воды,
Глухо плещутся торцы.
Только там, где твердь светла,
Черно-желтый лоскут злится,
Словно в воздухе струится
Желчь двуглавого орла.
Вот Николай Некрасов и строки из «Дружеской переписки Москвы с Петербургом»:
…Театры и дворцы, Нева и корабли,
Несущие туда со всех сторон земли
Затеи роскоши; музеи просвещенья,
Музеи древностей - «все признаки ученья»
В том городе найдешь; нет одного: души!
Там высох человек, погрязнув в барыши,
Улыбка на устах, а на уме коварность:
Святого ничего - одна утилитарность!
Один и тот же образ везде, в каждой строфе о той пропасти, которая образовалась между дворцами и лачугами, пусть и каменными. И это лишь капля в море из написанного о городе на Неве. А сколько судеб, сломанных в этих гранитных стенах, так вообще не сосчитать. Кто мог – бежали отсюда со всех ног, чтобы спастись, глотнуть другой жизни, в точности, как написал Аполлон Григорьев:
Прощай, холодный и бесстрастный
Великолепный град рабов,
Казарм, борделей и дворцов,
С твоею ночью, гнойно-ясной,
С твоей холодностью ужасной
К ударам палок и кнутов.
А те, кто не смог сбежать, остались здесь, и по-прежнему все эти мятущиеся души рвутся на части, оставляя следы в линиях домов, в туманах, в кучах грязного снега, в чёрных сучьях деревьев, в тенях, оттенках и чёрных красках.
Петербург в цветных красках не нуждается, постановочность моментов тут тоже ни к чему – эти сумеречные контрастные тона тут сами всё решают. Даже в яркие предновогодние дни тут больше монохрома. И образы вечерний и ночной город создаёт сам, фотографу нужно только нажимать кнопку спуска затвора, художнику – просто копировать. Всё остальное за них делает сам город. Здесь каждая линия, каждый штрих уже определён давно. Они идеально прочерчены, и каждый вечер появляются в тех же координатах, не нарушая заведённого порядка ни на миллиметр. Любая тень здесь вовсе не тень, а объект, элемент картины, без которого может всё нарушиться. И люди, каждый человек на улицах, раз за разом занимают строго положенное, тщательно очерченное место, ту точку, в которой обязаны быть в эту секунду.
Фасады домов, крыш, нити электропроводов, фонарные столбы – все прямые линии к вечеру становятся ломаными, и нередко тем краем, выше и ниже которого поджидает пустота. Только лица не меняются, они, как белели утром, так белеют и вечером. Миллионы их занимают каждое утро своё место в контрастной иерархии города.
И сколько бы ни строили тут ярких, цветных сооружений, сколько рекламы ни вешали на фасады, всё равно они становятся либо серыми, либо чёрными, подсказывая нужные рифмы, в представлении новых поэтов.
Когда мы раньше читали Достоевского, то казалось, что это из-под его руки, из его мозга выходят тёмные фигуры, чёрными очертаниями разрезающие темноту лестниц, выходящие из провалов парадных. Но это оказалось не так. Писатель просто заметил всех входящих-выходящих из теней, разглядывая не столько лица, сколько души обитателей. Достоевского давно нет, а «чёрный пёс Петербург» – есть. Что же делает его таким? Откуда взялся этот образ? Что за чудо возникло тут среди невских болот и откуда эти вечные страдания? Наверное, самое подходящее слово во всём этом – именно чудо. С самого рождения Петербурга – это было именно оно, помноженное на жизни миллионов людей, отданных ему. Этот город – маг, он завораживает, привораживает, в том числе своим монохромом и миллионом оттенков серого, в которых смешались страдания и роскошь. И строки Николая Агнивцева просто подтверждают статус этого города:
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Вернувшийся «чёрный пёс» – бродяга, неутешимый страдалец с надеждой на понимание, уже давно обжился и привычно вечером бродит по улицам и площадям, пока иная непреодолимая сила не заставит его спрятаться вновь.
Гер АЙДОК
Фото Игоря Докучаева
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Ещё о Петербурге:
Паутина Санкт-Петербурга
Как мы открыли в Калининграде сундук метаморфоз
ДИСТстанция, или В поисках вольных женщин
Поделиться с друзьями: