Дни Ганзы в Пскове: об основных противоречиях…
Около трёх недель остаётся жителям небольшого и тихого городка Вильянди, что в восьмидесяти километрах от Тарту, для подготовки к предстоящему большому форуму европейских городов, в течение четырёх веков входивших в средневековый Ганзейский союз, и сегодня составляющих Союз нового времени. Дни Ганзы в в 2015 году пройдут именно здесь, совсем недалеко от Пскова. Судьба словно напоминает таким образом, что именно так через четыре года час «Х» подкатит и к Пскову.
От Вильянди до Пскова всего четыре года
В эстонском Вильянди организаторов явно лихорадит. Ещё бы, совсем маленький город должен принять у себя сотни тысяч людей разом, многие из которых представляют весьма солидные в Европе торговые и представительские организации. А проблем у эстонцев, связанных с проведением Ганзы, предостаточно. В городе и окрестностях уже давно на начало июня не забронировать жильё. Причём, никакого. Боюсь, что даже лавки в городских парках будут востребованы, благо лето. Мест для размещения многочисленных гостей и без того было очень немного, а тут Ганза... Поговаривают, что расселять приезжих будут чуть ли не по всему региону. Хороша ли такая методика – об этом удастся узнать только после праздников. Хотя уже изначально можно сказать, что это не самый лучший выход. В течение нескольких дней людям, приехавшим отдохнуть, ездить туда-сюда не слишком располагающее состояние.
Пока у эстонцев идут последние доработки, самое время поговорить, что же нужно Пскову, чтобы Ганзейские дни в нашем городе не стали позором на всю Европу.
Прежде всего, конечно, в Пскове нужно постараться избавиться от противоречий в городском обществе. Подавляющее большинство горожан не то, что не понимают: зачем им Ганза вообще сдалась, они даже не знают что это такое. Более того, псковичам теперь нужно не только знать, как можно больше, и по возможности подробнее и о самом Ганзейском союзе, и о Днях Ганзы, и о деталях всего происходившего и происходящего. Но и уметь применять механизмы и инструменты, какие Ганзейский союз Нового времени предлагает своим городам-членам. Применять не образно, не декларативно, не в кабинетах чиновников, а на практике: на предприятиях, в фирмах, в объединениях, в общественных группах. Этот процесс в Пскове только начинает сдвигаться с мёртвой точки по воле самих прогрессивных руководителей предприятий. Но таких – единицы. И это вполне объяснимо: им никто не пытается объяснять, что и как нужно делать, какую выгоду несёт полноправное членство Пскова в Ганзейском союзе Нового времени.
В цейтноте времени и денег
Пожалуй, одно из самых сильных осложняющих обстоятельств заключается в том, что в Пскове просто нет ганзейских традиций. Более четырехсот лет с 13 по 15 века Ганза объединяла в торговый союз десятки городов в Старом свете, которые жили и торговали по общим правилам, совместно защищались и охраняли корабли купцов, инвестировали общие суммы в доходные проекты и все вопросы обсуждали на общих собраниях. Традиции там формировались и на уровне городов, и на уровне семей. Немецкому Любеку и его жителям в прошлом году было гораздо легче организовывать Дни Ганзы, чем другим, поскольку он до мозга костей, до самых древних строений и камней в мостовых улиц – ганзейский город. Здесь с Ганзой связано, кажется, всё: огромная ратуша – настоящее произведение архитектуры, средневековая канцелярия, портовые амбары и склады, набережные, причалы, торговые заведения, улицы, школы, университеты, рестораны, костёлы, дома жителей, их одежды, а также мясо, рыба, хлеб, пиво, мороженое… И даже при такой ганзейской сути городу и его жителям понадобилось более трёх лет для подготовки грандиозных торжеств. То, что грандиозных - это не шутка и не преувеличение. Только по официальным данным, озвученным в местной прессе, в праздновании участвовало 400 тысяч человек. Все они должны были где-то спать, есть, передвигаться, что-то смотреть и слушать. Сразу скажем – коллапса в Любеке не случилось, всё прошло как по маслу… А в Пскове? Однозначно его не случится, только если... к нам не приедет столько народу.
Чтобы коллапса Пскову избежать, времени для подготовки пока достаточно. Но и проблемных вопросов значительно больше, чем у оганзеевлённых европейских городов.
Самое, казалось бы, печальное, что период для подготовки выпал на сложное для России финансово-экономическое время. С другой стороны, если бы не было этой ситуации, санкций, если бы мы продолжали покупать продукты в Эстонии, Германии, Литве, то что бы мы «своего» продемонстрировали на Ганзейских днях? А теперь есть и возможность, и необходимость что-то придумывать по всем направлениям. Только делать это надо быстро и по возможности убрать все палки, которые могут попасть в колёса. Понятно, что у самого Пскова, да и у Псковской области необходимых денег на подготовку и проведения Дней Ганзы нет. И сколько выделит Москва на эти цели, пока тоже неизвестно. Но есть Ганзейский союз...
При подготовке к прошлогодним Дням Ганзы в Любек были вложены огромные средства: за три с лишним года на европейские деньги реализовано двести проектов на общую сумму 153,3 млн евро. Здесь и ремонт, и реставрация домов, фасадов строений, реконструкция набережных и зелёных зон, транспортных связей и портовых сооружений т.д. Некоторые проекты настолько глобальны, что они остались незаконченными и в дни прошлогодних торжеств. Так, реконструкция величественного и огромного средневекового фасада Госпиталя социального обслуживания требует еще не одного года работы мастеров. Таких гигантских сумм, идущих на внешний облик города, без этих праздников Любеку было бы не видать. Как не видать денег было бы и Великому Новгороду, где Дни Ганзы прошли несколько лет назад, и после чего сосед Пскова просто расцвёл. Так, значит, Псков может рассчитывать на приличное, может не в таких объёмах, как Любек, бывший десятилетиями столицей средневековой Ганзы, но весьма существенное финансовое довольствие. Не воспользоваться им – было бы величайшей глупостью. Но просто так, в чемодане, ганзейцы деньги в Псков не привезут, не дадут в руки какого-то чиновника – на, пользуйся! Для того чтобы их получить, к примеру, на реставрацию исторического облика зданий, храмов, крепостных сооружений, на благоустройство городских улиц и кварталов - в Пскове должны быть готовы проектные документы на эти объекты. Этот принцип и новгородские специалисты подтверждают. А вот на этот этап – разработки проектов (причём, весьма непростой, учитывая псковскую специфику) - у Пскова остаётся совсем мало времени. Да, и денег на разработку самих проектов – а это большие суммы – тоже нет. Одна надежда на Европейский Банк реконструкции, или на Москву, где уже и представительный оргкомитет сформирован.
Совершат ли ответственные лица, кому будет поручена исполнительная работа по претворению Ганзы в жизнь, эту самую глупость – то мы увидим уже в ближайшее время.
В списке противоречий
Другая чрезвычайно важная вещь: не забыть в пылу подготовки к праздникам… о самих псковичах. Об их роли и участии. Сразу нужно сказать: без привлечения простых горожан разного возраста и социальных слоёв на сторону организаторов праздника, общей радости из этой затеи не получится. Это уже не раз бывало. Если простые граждане смогут не только вложить деньги и усилия, но и заработать на этих торжествах, обрести новый и удобный для проживания город, то большинство, конечно, примут Ганзу всей душой. А вот если этот праздник вновь будет не для них, если горожане будут нужны лишь в качестве статистов, для создания массовости, чтобы высокие делегации не смотрелись слишком праздными на фоне равнодушных к происходящему псковичей, то это ещё один повод для беспокойства. И, похоже, самая главная причина для противоречий. Как псковичи будут вживлены, встроены в происходящее, такая будет и реакция на Дни Ганзы в Пскове. Если иностранным делегациям можно попытаться сгладить впечатление от недоработок и недоделок за счёт программы русского гостеприимства и обильного застолья, то остальным гостям из российских регионов и зарубежья на многочисленные фуршеты рассчитывать не придётся. И вот они-то, столкнувшись на улицах Пскова с неучтёнными моментами, могут стать главными критиками.
В Любеке, например, удивило добродушие жителей, которые, один на один с десятками тысяч гостей, оставались доброжелательны и миролюбивы. Они очень хотели показать свой город приезжим, чтобы он им понравился, полюбился и те захотели приехать сюда вновь. Уже без всяких праздников, а простыми туристами, чтобы вновь оставить побольше денег из своих отпускных бюджетов. А что? Очень правильная цель. Что характерно для Любека, и других немецких городов – членов старой Ганзы, так это то, что жители прекрасно осознают - в каком мероприятии они участвуют. Многие в ганзейском движении регулярно и с давних времен. Здесь немало предпринимателей и торговцев, которые реально продолжают дело своих дедов, прадедов, и далёких предшественников, которые когда-то и основывали этот союз городов. Поэтому местные жители прекрасно знакомы и с критериями, и с правилами, и с эстетическими требованиями, и с этикой.
Всем во время Ганзейских дней заправляет торговля, вернее, культура торговли. Со времен старой Ганзы торговля не просто акт купли-продажи, она возведена в ранг общественных отношений и с ней связаны и многие другие институты производственной и общественной жизни.
Даже церковь и та стоит на страже торговых традиций.
В том же Любеке, в кирхе Святого Якова, как реликвию хранят остатки шлюпки с торгового корабля Pamir, который разбился в районе Бермудских островов в 1957 году. И рядом, на стенах придела, на памятных досках записи о других разбившихся торговых судах из Любека. В кирхе проходят службы и поминовения по экипажам судов и купцам, не вернувшимся из плаваний. Но это не мешает в дни праздников устраивать вокруг кирхи торговые и концертные площадки: жизнь есть жизнь, и пока живёшь нужно иметь возможность не только работать, но отдыхать и веселиться. Есть похожие отношения в Пскове? Если нет, то придётся их построить, ведь Ганза – союз торговый. Причём, разговор не о супермаркетах… И по организации торговли: от самых мелких деталей, до крупных проектов, будут судить и о Пскове.
Кстати, о веселье. Вернее о его непременном атрибуте, по мнению немцев, - пиве. Да, этот пенный напиток на празднованиях в немецких городах просто льётся рекой. Немцы не представляют себе праздника без бокала пива. И не только потому, что это алкогольный напиток, а скорее потому, что употребление пива – это уже давняя традиция. И как же может быть иначе, чтобы традицию не поддерживать. Не возникнет ли проблем с таможней? Смогут ли иностранные делегации привезти к нам свои традиционные продукты, в том числе своё местное пиво, сыры, колбасы, хлеб… Как это будет выглядеть? Видимо, для этих целей в московский Оргкомитет по проведению Дней Ганзы в Пскове включено и руководство федеральной Таможенной службы. Продумано должно быть всё до мельчайших деталей, которые могут неприятно вылезти в самые кульминационные дни. Ведь ограничения на свободную продажу пива, как алкогольного напитка, на улицах Пскова – это ещё одно противоречие с ганзейскими традициями.
В том же немецком Любеке, по мнению российских участников, при исключительном обеспечении всего мероприятия, появлялись проблемы и с питанием, и с информационным, и, экскурсионным сопровождением гостей…
Торговля и вчера, и сегодня – это объединяющая сила. И хотя сегодня, в век супермаркетов, большая часть новой Ганзы - это культурное просвещение, знакомство с историей и традициями городов и стран Европы, в том числе, дружба между жителями, возможностью путешествовать. И, тем не менее, Дни Ганзы для местных жителей – это хорошая возможность заработать. На продаже сувениров, различных товаров, продуктов, напитков, на предоставлении услуг, проживания, на экскурсиях, на прогулках на катерах, лодках, яхтах, велосипедах… Дайте большинству псковичей заработать в течение этих четырёх лет подготовки, а не московским, питерским и другим крупным компаниям. И тогда Дни Ганзы в Пскове пройдут без противоречий, под аккомпанемент улыбок, музыки и гостеприимства.
Александр ВАСНЕЦОВ,
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: