Старицкое месторождение до сих пор не иссякает
Об этом городе в Тверской области можно рассказывать долго – такой бурной историей может похвастаться далеко не каждый крупный город, а этот небольшой городок на Волге имеет её в избытке. События, которыми жили здесь люди в прошлые века, наполнили учебники истории, дали героев литературных произведений и фильмов. И когда приезжаешь сюда, понимаешь, что история - это не отвлечённый школьный или университетский предмет, это то, что можно реально ощутить в таких русских городах, как Старица.
О городе много написано, и не только текстов историков, писателей, журналистов, создано столько стихов, что от одного этого задумаешься: почему вдруг именно об этом небольшом местечке на Волге? А на месте понимаешь, что стихи и Старица – связаны чем-то очень крепким. Возможно отсчёт идёт от того мгновения, когда 190 лет назад сюда впервые приехал Александр Пушкин. Приехал и заронил… зерно стихотворное. Зачем приезжал сюда поэт и любимец женщин? Так к Вульфам! Недалеко от Старицы, в деревне Бернове располагалась усадьба Вульфов – семьи, с которой дружил поэт. А в соседней деревне Малинники была усадьба Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф, получившей фамилию Вульф от своего первого мужа Николая Ивановича. Судьба их переплела по заветному для Пушкина Святогорью – или Пушкинским Горам. Известная усадьба Пушкиных в сельце Михайловском соседствовала и тогда, и сейчас с усадьбой в селе Тригорское, которая принадлежала всё тем же Вульфам. Хозяйка усадьбы Тригорское - Прасковья Александровна Осипова-Вульф - не только была соседкой Пушкина, но и близким другом, и сама слыла поэтессой...
Но не только это связало Пушкина и Берново. Здесь, в имении деда четыре года с 8 до 12 лет воспитывалась та, кому Пушкин, встретив потом в Тригорском, подарит строки, ставшие одними из самых известных в мире: «Я помню чудное мгновенье…». Анна Полторацкая, в замужестве Анна Керн, ходила своими ножками по этой земле. Здесь в бывшем усадебном доме Вульфов в 1971 году создан и плодотворно работает музей Александра Сергеевича. И не случайно имя Пушкина и сегодня в старицких окрестностях священно.
Интереснейшая история, любопытные исторические персонажи – одно имя князя Михаила Ярославича Тверского чего стоит. Это он в 1318 году принял мученическую смерть, находясь в Орде, и за что в 1549 году причислен к лику святых. В начале шестнадцатого столетия Старица и вовсе стала столицей удельного Старицкого княжества, доставшегося сыну Софьи Палеолог Андрею, младшему брату великого князя московского Василия III. С того момента Андрей, дядя будущего Ивана Грозного, стал именоваться князем Андреем Старицким. Именно князь Андрей в 1530 году повелел на противоположном от Старицкого кремля берегу Волги устроить Успенский мужской монастырь – и сейчас являющегося одной из жемчужин города и чудесно вписывающийся в видоискатель фотокамеры.
И как, скажите, проживая в такой красоте, которая открывается в Старице, на берегах Волги можно не писать стихи? Вот также были поражены красотой этих мест многие поэты, волею судьбы, останавливавшиеся здесь - накоротко ли, надолго ли – ведь Старица лежит прямо на дороге Ржев-Тверь. И говорили поэты тут исключительно стихами. Случайно занесла сюда судьба и майора Советской Армии Сергея Острового, родившегося в 1911 году в далеком сибирском Новониколаевске, который позже назовут Новосибирском. Корреспондентом армейской газеты «На врага», выходившей в 31-й армии, ведущей бои за освобождение Калининской области во время Великой Отечественной войны, майор Островой увидел Старицу. И не смог удержаться от стихов:
Воздух шпилями распорот,
В каждой впадине – века…
Если Старица не город,
То и Волга не река.
Сергей Островой часто говорил стихами, многие из которых совсем не случайно стали песнями, которые пели и на фронте, и в тылу, и спустя десятилетия - их знают и любят и сегодня. Уверен, что и вы их вспомните: «У деревни Крюково», «В путь-дорожку дальнюю», «Дрозды», «Потолок ледяной, дверь скрипучая», «Песня остается с человеком» и многие другие.
Уже не одно десятилетие в современной Старице действует творческий поэтический союз «СТИХиЯ», на страницах районной газеты и на сайте издания постоянно появляются новые строки – так и живут, не могут без стихов. Придумали вместе с местной библиотекой даже поэтический флешмоб, назвали - «Поэты в шоколаде». На центральной улице читают стихи о Старице и строки старицких поэтов: «Было очевидно, что поэзия жива и любима большинством горожан», - написала о впечатлениях корреспондент «Старицкого вестника». Старицкое месторождение стихов не иссякает.
Думаем, что старицкие поэты, вовсе не живут «в шоколаде», как подразумевает это современное выражение – в роскоши не купаются. Но счастливы они по-своему, потому что купаться могут в Волге, а разговаривать стихами. Для счастья человеку творческому чаще всего нужно совсем немного.
А про Пушкина тут говорят так, будто вчера его видели на старицких улицах, выходящего из конной коляски: «Вон в том здании, - показывают местные жители на историческую постройку, - Александр Сергеевич шампанское покупал, когда в Берново ехал». А сколько раз Пушкин возвращался сюда за шампанским, история умалчивает, знаем мы точно, что приезжал он в старицкую землю пять раз за свою короткую жизнь.
Прогуляйтесь с нашими корреспондентами по Старице и окрестностям:
Игорь Докучаев
Фото Натальи Агеевой
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам может быть также интересно:
На границе Псковской и Новгородской областей есть золотой клондайк, который называют Сольцы
Поделиться с друзьями: