Смените картинку перед глазами. Города северо-запада планируют жизнь после падения коронавирусного занавеса
В годину коронавируса сложно себе представить далёкие путешествия, страны, города – поменялись многие привычки, любимые увлечения либо замерли в ожидании, либо вовсе исчезли. Короткие маршруты и те ставят вопросы, от обилия которых многие решают переждать, воздержаться от поездок. Но человек живёт надеждой и верой, что всё будет хорошо, всё наладится. Так и те, кто занимаются туризмом, сферой гостеприимства надеются, что коронавирусный занавес падет, и мы поедем, и к нам – поедут. А значит, надо быть к этому готовыми.
У Кронштадта есть то, чего нет у других
Кронштадт – очень юный туристический центр, как говорят сами местные жители – город таким стал только после осени 2011 года, после того, как полностью заработала дамба, спасающая Санкт-Петербург от наводнений и связывающая остров Котлин, расположенный в Финском заливе Балтийского моря, с материком, а ещё точнее – открылась автомобильное движение по дамбе.
И сразу после этого Кронштадт стал точкой притяжения для сотен тысяч людей. Манит сюда не только море, не только удивительно красивые песчаные пляжи, не только крепостные сооружения – форты, военные корабли и красивые яхты – морская романтика.
Притягивает сюда многих приезжих, в том числе из соседнего Петербурга, именно возможность очутиться в прошлом. В Кронштадте, который многие десятилетия, даже столетиями был в списке закрытых военных городов, сохранилось то, что в других уже давно потеряно. Время тут остановилось и сохранило для нас без изменений несколько прошлых эпох сразу: петровскую, николаевскую, александровскую, присовокупив к императорским временам эпоху советскую.
И это очень большая ценность. Если жителям Кронштадта удастся сохранять эти укрывшиеся эпохи и впредь, то этот город-жемчужина станет одним из главных магнитов, притягивающих туристов со всего мира.
Но сохранить всё это богатство и наследство, доставшееся от предков, в исконном виде будет сложно, очень сложно, местные жители уже столкнулись с проблемами, которые ставят Кронштадт в тяжёлые условия, создаваемые начавшимся туристским нашествием.
Автомобильные пробки, мусор, отсутствие лишнего пространства, а также специальной инфраструктуры, появление которой обязательно изменит облик города – ко всему этому остров, всегда слывший закрытой от лишних глаз территорией моряков, не был готов. Придумывать что-то новое, чтобы соответствовать облику современного туристического центра тоже немного возможностей. «На сегодняшний день город все территории освоил», - рассказывает Наталия Чашина, глава МО город Кронштадт.
Но Кронштадт сегодня город открытый – не только всем морским ветрам, но и для туристов, поставленный практически в равные условия с другими российскими муниципалитетами. Поэтому городу придётся учиться, искать, создавать и воплощать на практике механизмы, помогающие городу изыскивать средства, привлекать необходимых специалистов, создавать инфраструктуру.
Правда, у Кронштадта уже есть самое главное – море, удивительная красота побережья - с природой, кажется, почти нетронутой потребительским подходом человека, большая история, уникальные людские судьбы и харизма города военных моряков. Осталось всё это сохранить и научиться грамотно использовать в интересах своего развития и на пользу жителям.
Причём здесь Ганза?
Учиться и общаться с такими же городами – игроками на поле современного туризма, Кронштадт уже начал, собрав у себя несколько дней назад представителей из Пскова, Ивангорода, Выборга, Гатчины, муниципального образования Дворцовый округ Санкт-Петербурга, чтобы сообща обсудить «Возможности интеграции в туристический маршрут Via Hanseatica Plus».
Даже те из россиян, кто уже знают слова «Ганза», «Ганзейский союз», «ганзейская торговля», «ганзейские купцы» и другие из этой темы, могут спросить: «что сегодня скрывает в себе ганзейское движение?». Одним из ответов, как раз может стать проект Via Hanseatica Plus – международный туристический маршрут, который пройдёт по некоторым городам Латвии, Эстонии и России, раскрывая для путешественников культурные, исторические и природные объекты. Причём здесь Ганза? Частично маршрут затрагивает реальный торговый путь между Ганзейским союзом и русскими северо-западными городами. Но, учитывая интерес туристов, маршрут предлагает расширенное пространство для путешествий, охватывая города в трёх странах: Санкт-Петербург, Кронштадт, Гатчину, Ивангород, Тарту, Раквере, Вильянди, Ригу и некоторые другие населённые пункты.
Естественно, что каждому городу на этом маршруте, есть чем похвалиться, есть, что показать туристам, многое вызывает гордость и желание партнёров использовать у себя – об этом рассказали представители городов во время встречи на берегу Финского залива. Такой живой обмен информацией ничем не заменишь – ни онлайн-связью, ни письмами, ни брошюрами, ни видеофильмами.
В тренинговом общении одно из самых ценных – это неформальное дружеское состояние, возможность познакомиться, посмотреть на лица, заглянуть в глаза – и в результате найти единомышленников и партнёров.
Этому менеджеры и участники Программы приграничного сотрудничества «Россия-Эстония», в составе которой и реализуется Via Hanseatica Plus, конечно, уделяют большое значение.
К тому же, города хоть и разные, но цели у них одни и те же – выжить в этом большом и сложном конкурентом мире. Если мегаполисам типа Петербурга и Риги в этой ситуации проще уже потому, что они огромные, и обладают бесконечным числом исторических объектов, финансовых возможностей, необходимых специалистов и т.д. То остальным городам приходится порой проявлять массу усилий, часто похожих на настоящие чудеса, чтобы стать привлекательными для туристов.
Важно остановить бег, чтобы подумать
Одна из главных целей устойчивого развития туристических территорий: «Рационально тратить ресурсы». Особенно, если их совсем немного. И, к тому же, форс-мажорные обстоятельства диктуют свои условия, которые для многих игроков на туристическом рынке уже стали последней точкой. В таких условиях поддерживающие и объединяющие усилия Via Hanseatica Plus очень дорогого стоят.
Встречи с коллегами предлагают посмотреть на ситуации по-иному… Узнать, например, что небольшой аэродром в Кронштадте, недавно взятый в аренду, пока на дворе сложные времена занимается санитарными перевозками и эвакуацией пострадавших в ДТП с федеральной трассы. Но мечтают о том, что к ним будут прилетать частные самолёты и вертолёты с туристскими целями – они рады их принять, заправить, обслужить.
Эпидемия Covid-19, по крайней мере, дала возможность остановить бег – часто совсем ненужный и ведущий не в ту сторону, и подумать... А, кроме того, пандемия расставила по своим местам многие вещи в мировом туризме. В Венеции, например, когда исчезли круизные лайнеры, очистилась вода, исчез неприятный запах, пришла рыба, которую там уже никто и не ждал, да и сам город без сумасшедшего фона из огромных круизёров, вдруг «расправил плечи».
Многие города в мире не могут принимать такое количество людей, которые туда едут. Дубровники, Барселона, Брюгге уже сказали, что они не хотят быть городами одного дня, куда люди с курортного побережья или транзитники приезжают, кажется, лишь для того, чтобы сделать селфи, свидетельствующие, что они там были. В этих городах уже стоит цель, чтобы люди в них останавливались на 3 дня и более. И это одно из отличий устойчивого туризма от массового. Местные жители туристических городов должны понимать, что при всей имеющейся выгоде туристов-однодневок, они оставляют в городах значительно меньше средств, чем могли бы при более длительном пребывании. А ущерб, наносимый поведением транзитников, городам, окрестностям, природным территориям значительно выше и может оказаться серьёзным препятствием для развития. Потому что для массового туризма важно одно - удовлетворение желаний туристов. А вот для устойчивого туризма характерно поведение, которое не наносит ущерба территории и её обитателям. Именно поэтому у этих форм туристической отрасли разные задачи. Для устойчивого туризма важно развитие базы в регионе. Вот, например, новгородцы сделали туристско-информационные центры во всех районах области, и теперь там можно путешествовать бесконечно долго. А для массового туризма важно лишь увеличение турпотока.
Смените картинку перед глазами
Из Пскова, Гатчины, Ивангорода, Выборга в Кронштадт приехали специалисты разных направлений – общественного питания, турфирм, индустрии гостеприимства и развлечений, музейного дела, управления и менеджмента. Большинство - опытные и грамотные профессионалы, которые хотели лично поглубже познакомиться и с Кронштадтом, и с опытом работы Петербурга и Ленинградской области по формированию устойчивого туризма.
Например, с деятельностью дирекций особых охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К уже входящим в состав этих объединений до конца года прибавится ещё пять природных территорий. Среди уже почти готовых – заказники Линдуловская роща, Гладышевский, «Раковые озёра», музей-усадьба Н.К. Рериха.
Работа ведётся большая и интересная. Есть сайты, представлена вся необходимая информация, все возможные экомаршруты. Сделали приложения для смартфона с комплектом навигации и опцией «дополненная реальность», предлагающей узнать: «а что там?».
Добавляют галерею фото птиц и животных, обитателей этих мест. В непосредственной близости есть места общественного питания, они не на маршруте, но рядом.
На некоторых маршрутах стоят туалеты, мусор рекомендуют забирать с собой. Всё для того, чтобы миллионы посетителей особых охраняемых природных территорий из Петербурга и других регионов получили возможность сменить перед глазами ежедневную городскую картинку на природную сущность. При этом никакой платы с людей за посещение ООПТ нет. Особенно востребованы такие туристские вылазки сегодня, когда в городах кустятся вирусы и иная зараза, легко уничтожающая психику человека. А здесь человека ждут свободные чистые пространства природного совершенства.
«Почему бы не брать с посетителей плату, раз это так востребовано, можно было бы зарабатывать на этом на поддержание и развитие территорий?, - прозвучал вопрос от измученных капитализмом менеджеров, которые, кажется, готовы брать плату за всё, что видит глаз человеческий. Ответ представителя одной из дирекций порадовал разумностью: «это против целей, на которые работают ООПТ». К тому же, администрирование сбора оплаты будет обходиться дороже, чем полученные деньги. Поэтому оплату вводить не планируют.
Спрашивали. Получали ответы. Придумывали новые маршруты. Решали общие задачи – ведь ничто так не сближает коллег, как совместные тренинги. А о возможности приспосабливать исторические объекты для туристической отрасли участники встречи в подробностях узнали в историческом форте «Константин». Увидели, как в условиях даже строгих охранных обременений можно выйти из положения и создать оригинальный и притягательный туристический объект.
За всё это участники встречи в Кронштадте и благодарят проект Via Hanseatica Plus и с нетерпением ждут падения коронавирусного занавеса, чтобы продолжить работу.
А погрузиться в атмосферу кронштадской встречи единомышленников можно в фоторепортаже ниже:
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Поделиться с друзьями: