Одним романтиком в Пскове стало меньше - ушел Михаил Медников
Он из тех немногих романтиков, которые влюблены в Псков до последнего дыхания. Михаил Медников отдал городу себя всего без остатка. Краевед, коллекционер, прекрасный знаток истории города разных периодов, через его статьи и экскурсии с историей Пскова только за минувшие двадцать лет познакомились тысячи людей. Сотни псковских школьников, для которых он делал интереснейшие городские прогулки, впервые начали осознавать, в каком удивительном городе им довелось родиться.
Истинный пскович
То, что известным на всю страну и даже шире Псков делает псковская старина и та великая история, которая еще сохраняется в городе, и говорить, вроде бы,не стоит. Отними у Пскова его наследие: крепостные стены и башни, белоснежные храмы и купола, красавец-кремль, каменные палаты, и все – исчезнет город, растворится в массе других российских населенных пунктов. Но еще история Пскова соткана из сотен, тысяч человеческих судеб, которые усилиями исследователей, вдруг предстают перед нами реальными образами. В необходимости этой деятельности Михаил Михайлович был уверен и занимался краеведением с упоением истинного псковича, каким был даже в те тридцать лет, пока жил за псковскими пределами. Он и там, в городе на Неве, где работал после окончания Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина, думал о Пскове постоянно, деля время на основную работу начальником лаборатории Научно-исследовательского института, и поиском новой информации о Пскове. В Ленинграде Михаил Михайлович долгое время возглавлял неформальное землячество псковичей. И кажется, что все время рвался из Ленинграда обратно в Псков.
Мы познакомились с ним в 1991 году, когда он сначала написал письмо к нам в редакцию газеты «Псковская старина», а потом при очередном приезде на родину лично пришел познакомиться. Тогда на страницах газеты начали выходить его статьи. Он не только знал псковскую историю, но и сам был ее частью, воочию видел интереснейший и сложнейший период в жизни города. Михаил Михайлович – коренной пскович, и очень этим гордился – родился 14 марта 1933 года, и об истории 40-х годов рассказывал, как запомнила ее мальчишеская память. К началу Великой Отечественной войны он был уже смышленым мальчишкой, и многие предвоенные эпизоды и начало фашистской оккупации видел лично, мог описать детально, ярко, вызвать сильнейшие эмоции у слушателя.
Эта особенность рассказчика, влюбленного в Псков, у него осталась на всю жизнь. Но полностью свое отношение к городу он смог выразить, когда в 1996 году все-таки покинул столицу белых ночей и полностью вернулся в родной Псков. Приехал не просто так – он немало удивил не знавших его людей, когда летом следующего года преподнес любимому городу потрясающий подарок – 100 оригинальных исторических изданий о Пскове из своей коллекции, которую собирал всю жизнь, находя уникальные издания в букинистических магазинах Ленинграда, выкупая их у коллекционеров и владельцев. Эти издания Михаил Михайлович тогда передал в Псковский музей-заповедник.
Товарищ председатель…
На фото: Два самых известных псковских краеведа последних десятилетий: Натан Левин и Михаил Медников
Возвращение Михаила Михайловича добавило Пскову краеведческой активности. Пожалуй, 90-е и начало 2000-х - эти годы были самыми продуктивными, плодотворными и интересными в псковском краеведении. В начале октября 1999 года стараниями Михаила Михайловича и нескольких других активных исследователей старины в городе был создан Клуб краеведов, в состав которого вошли все, кому была не безразлична судьба города и его исторического наследия. Возглавил клуб, по единодушному решению собравшихся, Михаил Медников.
И не случайно люди, занимающиеся историей Пскова, археологией и краеведением, были уважаемы и авторитетны. На протяжении трех последних веков высшие властные чины в Псковской губернии почитали за честь иметь дружбу и совет от них. А голос и позиция псковского историко-краеведческого общества всегда были заметны и важны для решения множества городских дел. Губернский период истории Пскова ознаменовался созданием официальных общественных организаций: Археологической комиссии, а затем Псковского Археологического общества. В годы советской власти история Пскова сохранялась сотрудниками краеведческого музея и специалистами научных и реставрационных организаций, и, надо отдать должное: работа тогда велась компетентно и комплексно.
Псковский клуб краеведов стал наследником и продолжателем деятельности Псковского Археологического общества образца конца 19-начала 20 века. Как и тогда, в новом клубе собирались единомышленники и на полном энтузиазме обсуждали, как сохранить Псков, как вернуть ему потерянное, как восстановить утраченные имена. Уже через два месяца после создания – 2 декабря 1999 года членам клуба удалось открыть памятную доску известному исследователю Пскова Н.Ф. Окуличу-Казарину, на доме по улице Некрасова, где он проживал почти век назад. А в январе 2000 года зазвенели тревожные колокола, когда краеведы во главе с Михаилом Медниковым попытались обратить внимание псковичей, властей разных уровней, всего российского общества на бедственное состояние памятников псковской архитектуры 16-19 веков. Письма с выражением крайней озабоченности были тогда направлены президенту страны Владимиру Путину, председателю Госдумы РФ, министру культуры. В декабре 2003 года краеведы спасали фундамент старинной церкви, сохранившийся в земле Запсковья, когда прямо через него стали прокладывать трубопровод. Только компетентные мнения специалистов, краеведов помогли сгладить разгоравшиеся эмоции. А строители и реставраторы еще раз убедились, что их работа в городской черте Пскова находится под пристальным вниманием людей, сведущих в истории и строительных тонкостях, с мнением которых приходится считаться.
Потом было еще много разных тем: о судьбах псковских монастырей, псковского аэроклуба, областной больницы, псковских историков, краеведов, писателей и журналистов. Один за одним воскресали дорогие Пскову имена: Творогова, Спегальского, Евлентьева, Ушакова… Сколько за эти встречи в клубе было рассказчиков - знаменитых и не очень: Н. Коломыцева, Н. Горбачев, Н. Левин, Т. Пассман, А. Кирпичников, М. Маркова, В. Галицкий, В. Бессонов, И. Голубева, Б. Харлашов, А. Филимонов, В. Аракчеев - всех просто не перечесть. И бессменный председатель и ведущий встреч Михаил Медников со всеми мог ладить, для всех мог найти нужные слова и внимание.
Его повесть о Пскове
Михаил Михайлович всегда был занят, ему хотелось скорее доделать очередные публикации, вычитать готовые материалы и вновь вернуться к книгам, записям, письмам. Но он непременно находил время для встреч и разговоров – эти посиделки растягивались на часы, когда в ход шли и воспоминания, и фотографии, и просто впечатления от всего происходившего. Несколько раз нам удавалось выходить из дома и отправляться по городу маршрутами его детства.
«Мы одно время жили и на улице Кузнецкой, и на Карла Маркса снимали жилье. А дедушка, бабушка жили и на Октябрьской улице, - показывал Михаил Михайлович знакомые уголки в городе, большинство которых уже изменились до неузнаваемости. - Мы до войны жили в доме на улице Красных партизан, на втором этаже, а после того, как после войны приехали в 1944 году – пришлось жить на первом, потому что так было все разворочено наверху, ни окон, ни дверей, ничего не было. И мы поселились на первом этаже. Так и жили. Так вот иногда смотришь: знакомые соседи идут в баню, остановятся у окна, поговорят. Раньше жили значительно проще и интереснее – ближе все были друг другу, в гости часто ходили, просто на чай… Телефонов не было, поэтому никто никому заранее не сообщал – приходили и тук-тук-тук в дверь», - улыбался он, рассказывая.
Он просто говорил о своих дедушках и бабушках, и это была настоящая повесть о городе – все переплелось в его жизни в одну прочную нить. И именно такие семейные нити и есть псковская история. Именно они, а вовсе не безмолвные стены, которые несложно разрушить, или допустить, чтобы они исчезли, что мы сегодня часто видим в современном Пскове.
«Здесь было духовное училище, а в 1840 году, может, чуть раньше был куплен участок земли, где сейчас стоит здание факультета, а раньше была построено здание семинарии. После строительства здесь долгое время еще работало и духовное училище, и семинария, а потом уже их слили в одно учебное заведение, - рассказывал Михаил Михайлович, когда во время одной из прогулок мы проходили мимо нынешнего здания естественно-географического факультета на улице Советской. - Здесь преподавал Князев, учился Василев Иван Иванович, но закончил он все же Рижскую семинарию, здесь учился будущий патриарх Тихон. Последним ректором семинарии был Александр Лепорский - один из моих родственников. Моей мамы двоюродная сестра была замужем за сыном этого самого Лепорского – Борисом Александровичем».
История оживала вместе с рассказом Медникова, она говорила с нами, умоляла, просила о заступничестве, о снисхождении – о памяти, в конце концов. Исследование, сохранение истории Пскова было одним из главных смыслов его жизни. Становится пусто, когда уходят такие люди. А еще волнительно за будущее города, исторический облик которого они цементировали, как настоящие камни-великаны. Некоторое время назад ушел из жизни краевед Натан Левин, несколько дней назад - Антонина Тарасова, теперь - Михаил Медников. Да, еще несколько псковских краеведов, историков, готовых «лечь на амбразуры» в строю, они еще многое могут. Но взгляд все время забегает вперед - кто после этого поколения будет также беззаветно любить, сохранять и оберегать то, что остается пока от Пскова?
И приходится только жалеть, что мы так мало гуляли с Михаилом Михайловичем по городу, так редко встречались, и так много осталось ещё белых пятен в псковской истории. Он сделал все, что мог в своей жизни, и Псков будет ему благодарен. И камень-великан Михаил Медников никуда не исчезнет – есть его книги, статьи, коллекции фотографий, есть большой фонд материалов в Древлехранилище псковского музея. И навсегда останутся теплые воспоминания о нем.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте еще о Михаиле Медникове:
Поделиться с друзьями: