Интернет-газета. Псков
16+

Люди-экспонаты. Однажды нас будут показывать в музее, а наши копии разгуливать по улицам

19 июня 2019 г.

Есть в Москве электромузей в Ростокино, который просвещает горожан относительно новинок техноискусства – достижений в области цифровых технологий. Сейчас в музее представлены экспонаты по теме «Тело: цифровые границы». Участвуют, по большей части, молодые российские учёные, исследователи, они же художники, они же философы, потому что каждая работа – это не только новаторство чисто техническое, но и свежая мысль.

По последней выставке, например, видно, насколько молодёжь озабочена развитием цифровых технологий и даёт довольно мрачные прогнозы. Связано это с тем, что человек, индивид, которого в эпоху либерализма провозгласили высшей ценностью, начал сдавать позиции. Границы личного пространства постоянно сужаются. Можно, скажем, передать кому-то персональные данные – выложить в открытый доступ или указать телефон (e-mail) в анкете-опросе, как сразу начнутся регулярные звонки, письма и смс от имени компаний, с которыми человек никогда и не контактировал. Или другой пример: можно зарегистрировать страницу в соцсети или почтовый ящик, и даже не проявлять с них большой активности – рекламные боты всё равно распознают в пользователе потенциального клиента для чьего-то бизнеса: или лояльного той или иной партии избирателя – потому что переданные третьим лицам персональные данные уже не являются конфиденциальными.

Граница личного, интимного пространства – это человеческое тело. Его уже называют последним оплотом приватности и абсолютной собственности – организаторы выставки в Ростокино этого мнения как раз и придерживаются, и потому решили к проблеме привлечь внимание с помощью зрелищных и довольно спорных инсталляций.

Так,  в электромузее можно увидеть, как работает софт, позволяющий создать 3D модели лиц по фотографиям. Человек, публикующий свои снимки в интернете, рискует однажды натолкнуться на виртуальную модель, которая будет на него похожа, но не будет ему принадлежать. Его внешность может быть использована нейросетью как основа, но созданный объект к живому прототипу отношения иметь не будет – права на него может приобрести кто угодно и использовать это лицо в своих целях тоже может по своему усмотрению.

Здесь демонстрируется несколько фотографий «несуществующих» людей: их лица как раз сгенерированы нейросетью и фактически никому из живущих не принадлежат.

В музее также можно увидеть короткий ролик, где девушка демонстрирует дефекты внешности, и делает это намеренно. Видео ставит вопрос о том, насколько условны наши представления о красоте. Сейчас ценится естественность, но дефекты внешности, если они есть, принято тщательно скрывать, маскировать и, по возможности, от них избавляться. Но кто знает, может, спустя годы будет трендом нарочно демонстрировать высыпавшие угри или вживлённые импланты. Акцентировать такие особенности внешности автор ролика предлагает с помощью светодиодов.

Одна работа приехала в электромузей прямо с Венецианского биеннале - самого значимого форума мирового искусства. Называется Face to face – потому что и правда помогает увидеть своего двойника. Зритель сканирует лицо и сразу видит на экране своего аватара. С ним даже поговорить можно – достаточно знать хотя бы базовые фразы на английском.

Отдельные экспонаты выставки обращены не к будущему, а к архаике, к сказкам – как инсталляция по мотивам «Хозяйки медной горы» Павла Бажова, или к мифам казахских степей, откуда родом автор. Вымышленные образы в воплощении технохудожников получили новый смысл. Зрителю  вслед за автором надо представить, что хозяйка медной горы – искусственный интеллект. Установка собрана из трёх роботизированных конечностей, экрана и трёх лазерных установок. На противоположной от зрителя стене замерли зелёные световые блики – условные изумруды. Если навести на них лазерный луч, механические руки сразу «просыпаются» и начинают двигаться, а на боковой стене экран отображает зоны активности искусственного интеллекта.

Бессознательное вообще увлекло участников выставки. Кроме мифотворчества, любопытный эксперимент провели, чтобы проверить нашу память. Одна из участниц выставки, основываясь на собственном опыте, предположила, что плод в утробе матери слышит звуки внешнего мира – правда, на низких частотах. Более того, услышанные и отложившиеся в памяти фрагменты этих первых познаний о мире, определяют нашу звуковую память и при случае могут отозваться, например, ощущением дискомфорта, когда мы слышим этот звук снова. Для наглядности результатов своего исследования автор собрала конструктор, который помогает услышать мир так, как слышит его ещё не рождённый ребёнок. На манекен надета силиконовая прокладка, сшитая наподобие живота беременной женщины. Чехол заполнен токопроводящим гелем, а с внешней стороны снабжён электродами и наушниками.

Выставка в электромузее в очередной раз доказывает, что искусство – это всегда личное. В каких формах художник сможет своё переживание выразить, всегда сложно предположить, ведь творчество всегда идёт вслед за техническими открытиями. В начале прошлого века художники резко ощутили ускорившееся время – потому что стал совершеннее и быстрее транспорт, и стало возможно попасть из одной точки мира в другую в разы быстрее. Сейчас совершенствуется не только пространство вокруг, но и сам человек – изнутри, поэтому и искусство занято обдумыванием большого и важного вопроса: а кем и каким будет обычный человек в эпоху искусственного интеллекта. И, похоже, чтобы ответить на этот вопрос, художнику уже мало одной фантазии – ему приходится работать с оглядкой и опорой на науку и её достижения, что и показали участники выставки в электромузее.

 

Кристина БОРИСОВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам может быть интересно:

Виктор Кушнаренко: «Все мои этюды вырезаны ножом из листа чистой бумаги»

Уникальный мастер в гостях у Pressaparte.ru

Настоящая музыка выходит из подвалов: в Пскове – из подвала бывшего военкомата

И вот как это получается

В Псковской области есть театр, где из детей вырастают гении

2662 просмотра.
Теги: Эпатаж

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу