Sète, порт Средиземного моря. Как мы попали в бывшее пиратское пристанище
Пиратских мест на земле было довольно много, как и самих пиратов. Тем более, на море – это пираты, а на суше – они звались разбойниками. И тех, и других объединяло, что грабили они купцов, дворян, и даже особ, принадлежавших к королевским и другим правящим семьям, не трогая, в большинстве случаев, обычных крестьян, ремесленников, мелких торговцев. У пиратов были не только свои корабли, но и острова, бухты, поселения на суше, где они могли скрываться. Были даже настоящие пиратские республики со своими столицами. И даже из современной действительности, вспоминая сомалийскую ситуацию, пираты никуда не делись и продолжают своё дело.
Мы решили посмотреть на бывшие деревни и поселения пиратов – что с ними стало, во что превратились за минувшие столетия. И отправились в Сеть...
Нет, это не просторечное наименование Интернета, не рыбацкая снасть – это небольшой город на средиземноморском побережье Франции. Sète – так город пишется по-французски. А на русском звучит – «Сет» или «Сеть». И совсем не случайно в средневековье пираты выбрали именно это место для своего сухопутного поселения. Если встать на берегу холма Сэн-Клер лицом к морю, то за спиной у вас окажется ещё один водоём – солёное озеро То. Скорее всего, когда-то это озеро было частью моря, но уровень Средиземного моря понизился и выступивший перешеек отрезал часть моря, сделав этот водоём озером. Такой особенностью – наличием озёр в приморской части, вообще обладает большая часть побережья от Марселя до Перпиньяна.
В средние века – это глухие, болотистые на суше, заросшие высокой травой низкие места и высокие холмы, изрезанные мелкими бухтами – лучше места для скрытого проживания, и возможности укрыть корабли в прибрежной части – просто не найти. А недобрая слава этих мест, которую во многом специально создавали сами пираты, охраняла поселение от лишних людей. Поэтому ни особо любопытствующие, ни просто заблудшие сюда глаз не казали. Кто ж добровольно пойдёт в край бандитов и разбойников.
Сложно сказать, сколько длилось пиратское время этого поселения. Уже более четырёх веков Сет упоминается совсем по другому поводу. Когда барону Пьер-Поль Рике пришла в голову идея соединить искусственным каналом Средиземноморье и Атлантическое побережье Франции, то по его планам этот канал должен был выйти в Средиземное море. Рыть канал начали в нескольких местах в 1666 году и построили за пять лет при короле Людовике XIV. Сначала канал и назвали Королевским, но во времена Французской революции заменили имя на Le Canal du Midi или Южный канал. Так он и остаётся: уникальным сооружением в 240 километров длинной от Тулузы до Сета, на котором более трёхсот различных гидротехнических сооружений. Шлюзов, мостов, акведуков, тоннелей сейчас осталось чуть поменьше, но их количество всё равно впечатляет. Так, на канале 91 действующий шлюз, большинство из которых так и остаются ручными, как в древности. И в последние десятилетия Южный канал остаётся интересным туристическим маршрутом – по нему можно индивидуально, или в составе групп передвигаться на небольших судах.
Берега канала прямо в центре города служат причальными стенками для судов разных типов
Пираты отсюда, конечно, ушли, когда здесь началась строительная активность. Но само поселение обрело вторую жизнь. Во время строительства канала на месте бывшего пиратского поселения появился глубоководный порт и город Sète. Его особенностью стал не только Южный канал и порт, но и другие каналы, которые в позднее время соединили озеро То с морем, отчего к городу пристало название Лангедокская Венеция. С Италией город связывает не только это название, но и обилие самих жителей с итальянскими корнями, которые переселились сюда после строительства канала и города. Основное занятие жителей тогда и сейчас: мореходство, рыболовство, производство морепродукции и туризм. Быть здесь и не отведать местных устриц и мидий, которых выращивают на фермах в водах озера То – это непростительно. Большой утренний рыбный рынок, немалое число кафе и ресторанов вдоль всего порта и по берегам канала – создали городу славу настоящего рыбно-морского царства для гурманов. И цены здесь из-за обилия продукции очень невысокие – можно наесться так, что несколько месяцев вперёд помнить будешь. Но не только рыбными столами и приятным местным вином продолжает Сет напоминать пристанище покорителей морей.
Что интересно, в развлечениях местных жителей номером один идет – очень похожее на элемент пиратского абордажа действо. Зовут его здесь «жут» (les joutes). Абордажить корабли здесь уже не в почёте, но умения переросли и сохранились в игре, став одной из самых любопытных и оригинальных традиций в мире. Пираты должны были умело орудовать всеми видами оружия, но ещё более умело – абордажными крючьями и шестами, чтобы сблизить борт своего корабля с бортом торгового судна, а шестами сбить лишнюю защиту с борта. Вот так и родилась в Сете игра, настоящий местный спорт – две лодки, выкрашенные в разные цвета с командами матросов в робах таких же цветов, идут по воде канала в направлении друг друга. А на высоких площадках, укреплённых на полтора метра выше и значительно выступающих над кормой (задней частью) лодки стоят два бойца с длинными шестами – задача каждого - выбить шестом противника, чтобы тот упал в воду. Потом на место упавшего на площадку поднимается другой боец, лодки сходятся вновь и поединок продолжается. Побеждает та команда, у которой в лодке остаётся большее число участников.
По всем набережным канала в момент игр жутёров ставят трибуны и начинается зрелище
Самый удачливый жутёр – то есть игрок в жут, в Сете почитается всеми и пользуется такой же славой, как и тореро, там, где проводятся традиционные для Прованса игры с быками. В Сете «жут» в теплый сезон проводится регулярно, финальные игры проходят в сентябре, а в конце августа состязания становятся одной из главных составляющих праздника Святого Людовика – главного дня года для города. Привлекают сюда людей и другие зрелища – они всё равно связаны с морем – это и день рыбаков, и рыбные аукционы.
Мы на этот раз не увидели состязаний на воде, жутёры, как нам рассказали в Сете, в это время тренируются и набираются сноровки в залах. А посмотреть на них в деле можно будет уже в июне. Но и без этого Сет окунул нас с головой в своё прошлое и настоящее. На большом кладбище, с древности уместившемся на одном из склонов холма Сэн-Клер у самого моря, среди ухоженных захоронений и склепов, есть и могилы с истершимися каменными плитами из семнадцатого века. Здесь во все времена хоронили не только сухопутных горожан, но моряков. А так как Сете – город морского назначения, то и кладбище стало морским - могил моряков здесь огромное количество. А среди них и потомки бывших пиратов явно имеются.
В Сете куда ни пойди: набережные, каналы, каменный мол, маяк, порт, крики чаек, запах моря, рыбы и водорослей, лодки, корабли, матросы и капитаны. И солёный привкус на губах – тот самый, который влечёт в море любого человека влюблённого в эту водную стихию.
В Sète - порту на Средиземном море, чувствуется, как уходит время рыболовов, и наступает будущее туризма и культуры. Точно также когда-то ушло с этого берега время пиратов. Если этот город с 43 тысячами жителей и сохранил свою привлекательность до настоящего момента - это, потому, что туризм не разрушил там еще бывший популярным образ жизни, основанный на работе в море, с его рыболовами, производителями молюсков, моряками, работающими на самоходных паромах, идущих по направлению к Магрибу (название, данное средневековыми моряками странам Северной Африки).
Sète, основанный в XVII веке, назван также «Венецией Лангедока», из-за каналов, которые окружают центр города, и соединяют море с озером То (Thau).
Рыбная ловля и рыболовство, как профессия, деятельность здесь существовали всегда. В порту, расквартировываются еще несколько траулеров. Ежедневно сразу после полудня два корабля возвращаются в порт.
Когда туризм в этих местах увеличился, порт для прогулочных судов стал принимать сотни парусников.
Часть скалистого берега, у подножия Сэн-Клер - Святой горы, которая возвышается над городом, и где живут богатые горожане - sétois.
Старый город, построенный вокруг порта.
Для того, чтобы защищать вход в порт от атак с моря, люди между 1821 и 1860 годами построили «Мол Сент-Луис», «Насыпь Frontignan», и волнорез.
Бывшее укрепление - сегодня настоящее сокровище, которое называется «Театр моря», где можно присутствовать на концертах, спектаклях, рассказывающих о Средиземном море.
Церковь в квартале рыбаков, что расположен чуть выше порта.
Sète, port de Méditerranée
Un passé de pêcheurs, un avenir de tourisme et de culture. Si cette ville de 43000 habitants a conservé son charme jusqu’à maintenant, c’est que le tourisme n’y a pas encore détruit un mode de vie ancien, populaire, fondé sur le travail en mer, avec ses pêcheurs, éleveurs d’huites, et marins travaillant sur les ferries en partance pour le Maghreb.
Sète, créée au XVIIe siècle, est aussi appelée «Venise du Languedoc», à cause de ses canaux qui entourent le centre-ville, et relient la mer à l’étang de Thau.
L’activité de la pêche existe toujours. Au port, stationnent encore quelques chalutiers. Ici, en début d’après-midi, deux bateaux rentrent au port.
Le tourisme se développant, le port de plaisance accueille des centaines de voiliers que les vacanciers et les habitants de la région font naviguer quelques jours par an.
Un morceau de côte rocheuse, au pied du mont Saint-Clair qui domine la ville, et où habitent les riches Sétois.
La ville ancienne, construite autour du port.
Afin de protéger l’entrée du port des assauts de la mer, les hommes ont construit le «Mole Saint-Louis», la «jetée de Frontignan», et le brise-lames, entre 1821 et 1860.
L’ancienne fortification est aujourd’hui l’écrin du «Théâtre de la mer» où l’on peut assister à des concerts, et à des spectacles, face à la Méditerranée.
L’église dans le quartier des pêcheurs, au-dessus du port.
Ален ОТНЕН-ЖИРАР
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Поделиться с друзьями: