Петербург, что это было?
Глыбы льда и снега сделали своё черное дело, придавив несколько человек - кого насмерть, кого с последствиями для здоровья. Подсчёт жертв, кажется, вели все горожане: в офисах, в магазинах, в транспорте. Голоса не встревоженные, спокойные, даже скорее равнодушные – привыкли. А куда денешься с узенького тротуара, если прилетит сверху?
Есть вариант – ходить в наушниках, в которых звучит музыка, как это делают юные. Помрёшь, так хоть с музыкой, или под музыку… Желающим жить петербуржцам и гостям надо развивать слух, чтобы в «ледниковый» период передвигаться по многим городским улицам в центре.
Хороший слух уже не раз помогал – люди успевали отпрыгнуть, остановиться, отбежать, услышав, как снег начинает съезжать с крыши или уже летит ледяными снарядами по водосточным трубам. Мы и сами пару раз вместе с идущими рядом прохожими, отпрыгивали к проезжей части, когда разносился какой-то подозрительный шум сверху. Наблюдать, со стороны за подобными отпрыгиваниями, конечно, смешно, но у людей, находящихся в зоне поражения, другое отношение к таким движениям.
Тем более, когда глазами то и дело упираешься в белые листовки с предупреждающим или угрожающим текстом типа известного: «Эта сторона особенно опасна…». Поэтому, слух как у охотника, реакция, как у чемпиона мира по боксу, прыгучесть, как у гимнаста – таков зимний портрет горожанина.
Зарывшийся в груды серо-коричневого снега, Петербург в конце января и первые недели февраля, был похож, то ли на тот самый блокадный Ленинград времён Великой Отечественной, то ли на город из романа в жанре сюрреализма. Почему такие ассоциации? Наверное, от переживаний. Массовые эвакуации автомобилей, ночами не останавливаются погрузочные работы, покрикивания рабочих, гудение машин, не умолкают автосигнализации, чиновники с лопатами, бюджетники выходят на глобальные субботники, улицы опоясаны полосатыми предупреждающими лентами, стоят или лежат опрокинутые сколоченные из брусков пирамидки, ограждающие опасные места, на крышах домов шаги рабочих, летящие вниз сосульки и снежные струи. И при этом в глыбах льда художественно отражается желтый свет фонарей. Порой, кажется, что город действительно стал жертвой могущественного сюрреалиста… Петербург тронул до глубины души своими превращениями.
На страницах медиа – репортажи с мест снежного сопротивления. Заголовки на Фонтанка.ру читаешь как сводку боевых действий:
«ГАТИ выписала штрафов на 64,5 млн за плохую зимнюю уборку. Больше всего в Невском, Выборгском, Центральном районах»;
«Мы разорвали права и ответственность». Елин объявил о реформе, которая поможет главам районов лучше убирать снег»;
«Беглов уволил глав трёх районов из-за уборки снега. Обезглавлены Центральный, Красносельский и Василеостровский»;
«Сырые патроны, которыми надо стрелять, а они не готовы». Бондаренко рассказал о проблемах с уборкой снега в Петербурге»;
«Вторую ночь в Петербурге будут перекрывать одни и те же три улицы: дорожников застопорили «колоссальные объёмы» уборки»;
«Под ледовую «бомбардировку» на Лиговском попали 8 машин, а на Тверской - автомобиль Билли Новика»;
«Системный сбой. Чуда не случится». В Смольном ответили на вопросы о сугробах, крышах и деньгах»;
«Центр Петербурга продолжают чистить от снега и нарушителей: на ночь закроют еще три улицы»;
«Вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов взял в руки лом»;
«Пожарные вышли против льда с лестницами. Смольный назвал главную цифру – 35,5 тысячи участников субботника»;
«Беглов поработал лопатой на камеру и признал, что пришло время для реагентов»;
«На уборку Петроградского района от снега и наледи вышли музейщики и сотрудники театров»;
«Вице-губернатор Совершаева с лопатой в руках попала на видео. Её засняли за уборкой Одесской улицы»;
«Пять минут без сознания, к приезду скорой очнулся»: на Коломенской петербуржец пострадал от оттепели и плохой уборки»;
«Задержан проректор петербургского вуза, студента которого убила ледяная глыба. Ему предъявляют обвинение по двум статьям»;
«Центр Петербурга продолжат убирать от залежей снега. На пяти улицах эвакуаторы будут работать всю ночь»;
«Снегоуборщики, эвакуаторы, самосвалы - все смешалось. Уборочная техника создала пробку в центре Петербурга»;
«На снег и суда нет: кто виноват в петербургском зимнем коллапсе»;
«Нас человек 15 было, и женщины, и дедушки». Петербуржцы рассказывают, как вызволяли из сугробов общественный транспорт
Хватит-хватит, остановитесь! – эту сводку военных действий невозможно читать, скажет читатель – и будет прав. Потому что горожане и не должны замечать всех этих «боевых» снежных действий чиновников и ответственных организаций, потому что у людей масса своих дел и забот, которые они должны делать ежедневно. Каждый должен заниматься своим делом. И как в городах создаётся благоприятная, безопасная, комфортная среда для проживания в любое время года большинство жителей знать вовсе не должны и не обязаны.
Врио губернатора Санкт-Петербурга Петербурга Александру Беглову приписывают слова-обращение к чиновникам города: «Если мы не уберём снег, то снег уберёт нас». Так вот городским чиновникам крупно повезло: зарядивший 11-12 февраля дождь очень быстро помог разобраться с тоннами потемневшего снега на центральных улицах.
Невский проспект – заблестел. Дождь помог навести порядок на этих парадных плитах. Да и борьба коммунальных служб и горожан с залежами снега и днём, и ночью сыграла свою роль. Битву вели разным оружием: ломами, лопатами, тяжёлой техникой. Под ударами бойцов в зелёных спецовках умытый дождём лёд на тротуарах крошился сахарными кусочками. И хотя напряжение несколько снято, снега в городе ещё много.
Наблюдая за происходящим в городе на Неве, на эту войну горожан и чиновников со снегом и его последствиями, задумаешься, а как же живут малые города – Луга, Гатчина, Псков, Петрозаводск, Новгород и другие – где нет ни столько техники, ни людей, да даже лопат, которыми можно было бы обеспечить внезапный субботник. Как им-то жить, если и Петербург порой проигрывает снежную битву? И почему ещё двадцать-тридцать лет назад наши города, даже маленькие, были готовы к испытаниям – снежные они наступали или морозные – а теперь зима может легко нарушать жизнь даже богатых мегаполисов.
Знаменитая Блокада Ленинграда закончилась 27 января 1944 года, снежная блокада 2019 года тоже закончится. Останется только сделать выводы: и власти, и горожанам – каждому свои.
Игорь ДОКУЧАЕВ
Фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам может быть интересно:
Поделиться с друзьями: