Интернет-газета. Псков
16+

Главный бренд Пскова, который мало кому известен… Это шедевры, сопоставимые с творениями Рафаэля и Леонардо да Винчи

27 января 2019 г.

Эта статья была монологом - известный псковский искусствовед Тамара Шулакова произнесла его на одной из недавних встреч со специалистами туристической отрасли, но редакторы Pressaparte.ru справедливо посчитали, что обратилась она не только к специалистам, но и ко всем псковичам, и ко многим другим гражданам России.

Можно, конечно, говорить: «Слава музейщикам, что у нас есть Мирожский монастырь с фресками 12 века византийской школы – это прекрасно, замечательно – это то, что  мы можем посмотреть - это наша база». Но мирожские фрески – это ведь фрески греческие – это самое начало - греки в этом наши учителя. Но главные-то памятники, с которыми Псков почувствовал себя Псковом, совершенно другие… Это памятники невероятной древности и силы и колоссального значения для всего мирового искусства. Это признано абсолютно всеми искусствоведами, но эти памятники малоизвестны в Пскове. Почему так? Я не знаю, хотя догадываюсь, но главное, бесконечно жаль это осознавать.

 

Вольный Стольный Псков 14-15 века. Рисунок Г.Я. Мокеева

В Пскове есть свои Помпеи

Первый памятник именно псковской школы искусства - Снетогорский монастырь.

Из-за своей особой проблемы: разрушающейся под ним скалы - монастырь не сегодня-завтра рухнет в реку. И с ним (не дай Бог!) - собор Рождества Богородицы 1309-11 годов, с фресками 1313 года. Это фрески, которые начали возрождение Руси, пока везде ещё шло татарское иго – и это первое слово именно в живописи псковской школы. Еще важнее, что это первая ласточка надежды в разгар разрушения древней Киевской домонгольской  Руси.

Или Довмонтов город в псковском Кремле. Там как минимум 150 кв. метров древних фресок было найдено в результате подвига археологов, включая Ингу Константиновну Лабутину, Василия Дмитриевича Белецкого.

На фото: Довмонтов город в первые послевоенные годы - до начала раскопок археологами

На фото: Довмонтов город. Раскопоки ведёт экспедиция Государственного Эрмитажа

 

Кто в теме, тот знает, что это наши «Псковские Помпеи», как их назвала известный псковский исследователь Елена Морозкина.

 

Так почему мы до сих пор знаем и почитаем Помпеи итальянские, а свои - нет? И ведь главное там – фрески. Да – фундаменты, архитектура – это хорошо. Есть проблема, как они экспонируются… Но когда мы будем видеть, какие фрески были там?

Псков. Довмонтов город. Фрески 14 начало 15 века, спасённые археологами

Они в Эрмитаже хранятся уже десятилетия – это прекрасно, низкий поклон Петербургу за их хранение. Но мы до сих пор не запросили к нам эти псковские фрески. Хотя ещё Белецкий, будучи живым, говорил мне, я цитирую, и отвечаю за эти слова: «Пока я жив, то 50 процентов этих фресок вы можете на полных правах испросить у Эрмитажа». Но мы до сих пор спрашиваем... Ну, хорошо, пусть они там будут, потому что для их хранения в Пскове надо построить целое здание, где музейные условия были бы идеальными. А так, мы будем хранить их в фондах прекрасного Эрмитажа на Чёрной речке, и попадут туда избранные, очень жаждущие – но раз в пятилетку.

А дальше Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери – 1461-62 годов постройки, середина 15 века - это расцвет псковской школы архитектуры. И эта архитектура настолько блистательна, что не имеет равных. Это единственный храм, который повторил образ знаменитого Троицкого собора, построенного во времена Вольного Пскова. Как известно, в том Троицком соборе мастера Кирилла «со товарищи» 14 века была кровля в 32 ската. И только единственный раз, именно на этой церкви в Мелётово, блистательно и знаково построенной в этом пограничье с дорогами на города-соперники Новгород и Москву, была повторена такая кровля в 32 ската.

На фото: Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери – 1461-62 гг

 

Это, вообще, копия великого Троицкого собора, в меньших размерах, конечно, который не сохранился и воспроизведен только в макете, выставленном в колокольне Троицкого собора.

 

А еще на том же Мелетовском холме стоит Троицкий храм 1914 года. Совсем никому ненужный, не федерального значения, без таблички «Охраняется государством» и активно разрушается… Чтобы сказали бы наши предки о нас с вами, потомках, время от времени повторяющих, что вся Псковская земля от центра до окраин красиво величалась в старину «Домом Святой Троицы»?!

На фото: Мелётово

Поэтому Троицкий собор в нашем Кремле и Мелётово - с двумя по сути Троицкими храмами - связаны напрямую и это лучшие образы Псковской школы в архитектуре. Только этого нам с лихвой хватило бы, чтобы мы с вами купались в золоте от потока туристов, если бы это умели правильно преподносить.

А там ещё и псковские фрески сохранились. И когда же хотя бы в Пскове о них будут знать? Когда наши гости поймут, что у нас есть такие памятники, от которых голова кружится у всех, кто их в первый раз увидел, и кто понимает толк в настоящей древности? Потому что это настоящие шедевры, сопоставимые с творениями Рафаэля, Леонардо да Винчи, и с кем и чем хотите.

Мелётово, ц. Успения Богоматери. Фрески 1465 года: апостол Петр; лик святого

Слава великоновгородцам. Я недавно с огромным удовольствием вошла в Новгородский музей, первая книга, которая мне там попалась, была в половину моего роста и огромной толщины, и называется она «Древние храмы Великого Новгорода». Когда мы дождёмся такой книги по Пскову? И по каждому отдельному храму, и по всем фрескам? И большое количество прекрасных буклетов о каждом псковском памятнике.

 

Псковская живопись равна только той, что на Афоне

Можно сравнивать фрески в Мирожском и в Снетогорском монастырях. Мирожские – середина 12 века, это работа средневековых греков-византийцев, которые всё знают, уже тысячу лет они в христианстве, у них всё как по нотам и в целом, и в отдельных композициях.

Вот фреска в куполе «Вознесение» - в Мироже и Снетогорском… В Мироже - грандиозная симфония, а от фрески в Снетогорском соборе сохранилось гораздо меньше, фрагменты, но какие! И какая во всём этом экспрессия, какая мощь, какой спор с великими учителями.

Сравнение: Фреска «Вознесение Господне» Слева - Мирожский монастырь, справа – Снетогорский монастырь

Вот здесь, с этого и начался Псков. Кажется, та же мощь христианской веры, но совсем другие мастера – это Псков. Это его энергия, его сила, его особенность из малого извлекать максимум. Если греки потратили на возведение храма в Мирожском монастыре совокупную казну Новгорода и Пскова, то на храм в Снетогорском монастыре средств ушло минимум, это еще и личное завещание-вклад великого Довмонта, его храм. Но если обратить внимание на живопись…

Псков. Снетогорский монастырь, собор Рождества Богородицы, фреска 1313 года «Страшный суд»

Я как-то спустилась под эту падающую скалу, на которой стоит монастырь, просто коснулась камней, омываемых Великой, и увидела ту самую знаменитую «черлень псковскую» – очень красивую краску всех оттенков: от оранжевого до вишнёвого. Эта краска в живописи того времени присутствует в сочетании с белилами. Вот они - две краски, на которых основана живопись снетогорского храма - очень дешевые и местные. И я бы не сказала, что снетогорский храм проигрывает мирожскому. Знаменитые искусствоведы писали и говорили, например, недавно ушедший замечательный реставратор Владимир Дмитриевич Сарабьянов, что это памятник невероятной мощи и красоты живописи, который отвечает за всю Русь. Только через шестьдесят пять лет, в 1378 году, Феофан Грек распишет знаменитый собор Спаса Преображения на Ильиной улице в Великом Новгороде, он сохранился с феерическими фресками Феофана. Но выясняется, что до Феофана эта сила, мощь и энергия, которая называется сложным византийским словом «исихая», уже чудесным образом проявилась в Пскове.

 

Псков. Снетогорский монастырь, собор Рождества Богородицы, копия фрески 1313 г. "Богоматерь с младенцем" 

Недаром специалисты говорят, что древняя псковская живопись такая мудрая, такая богословски утонченная, что равна только той, что культивировалась в прославленном богословском духе на Афоне.

Этого ничего мы почти не знаем и не вникаем, еще и потому, потому что просто этого не видим. Попасть в храм с фресками в Снетогорском монастыре можно, по крайней мере, если вы позвоните в монастырь, то с большой вероятностью вас пустят посмотреть на первый блистательный ансамбль псковской школы монументальной живописи …но с уровня пола. Там по всей сердцевине храма стоят леса, стоят уже многие годы, на них справедливо не пускают - это опасно и для людей, и для фресок. То есть, всю основную живопись мы показать не можем, даже если нас туда пустят. Значит, мы имеем проблему: есть блистательные фрески, но их невозможно увидеть.

 

Либо мы фрески храним в особом режиме показа, либо мы их потеряем.

 

Про Мелётово реставраторами Московского центра имени Грабаря уже сказано, что при таком хранении, как там было до последнего времени, когда по апсиде придела пошла конструктивная трещина, мы их потеряем через шесть лет. Это если ничего не будем предпринимать. Слава Богу, после огромного скандала, дело несколько исправилось. Музей будет обязан их хранить и должна пройти реставрация.

И что можно сделать в такой ситуации, чтобы показывать все наши фрески? Конечно, копировать, снимать на цифру, как весь мир давно это делает.

 

Экспрессии псковичи поучили бы и Эдварда Мунка

Если взглянуть на Снетогорские росписи, то сразу чувствуешь, что такое экспрессивная живопись. Она родилась не у Эдварда Мунка, не в его картине «Крик», написанной в 20 веке. Она родилась при росписи храма Снетогорского монастыря в страшном 13 веке, в 1299 году, когда Довмонт и игумен монастыря Иоасаф со своими монахами стояли насмерть на защите города. Здесь, в основе псковской экспрессии - вопрос войны и пограничья. Когда ты понимаешь, что такое враг, и что ты можешь потерять всё, и встаёшь на защиту родной земли. И защищаешь её со всей страстью, и когда у тебя волосы дыбом стоят от ужаса и от желания покаяться, чтобы избежать этого кошмара, в котором жил Псков, постоянно воевавший на протяжении столетий.

 

Сравнение: Слева - живопись в Мирожском монастыре, справа – работа псковских мастеров в Снетогорском монастыре

И мы помним поговорку, которой раньше в псковской деревне могли охарактеризовать свою жизнь: «Как живём? Да, год воюем, год горим, год строим. И снова: год воюем, год горим, год  строим». Через полгода в Пскове случалась война, ни один город так больше не жил. И в этой войне любой бы растворился, если бы не понимал сути того, что он защищает. И где и как ещё понять эту псковскую суть, как не здесь? Почему ею так пленился Пушкин, почему он повелел себя здесь захоронить, а не у себя на родине в Москве. Да потому что он здесь открыл смысл русской истории, отраженной им в «Борисе Годунове»… А почему мы «так ленивы и не любопытны»? Не хотим знать и понимать, открывать эти смыслы, зашифрованные в блистательной псковской архитектуре и живописи? Трудно, да. Но надо учиться.

Надо изучать искусство Пскова, а не только его историю. Надо вводить новую систему обучения по региональному компоненту. И тогда у нас появятся туристические, экскурсионные маршруты не только о Ганзе, но и  по фрескам – это они у нас базовые памятники, они у нас главные, и скрывать это - величайшая неграмотность по отношению к этому великому городу.

 

Это и есть бренд №1. Не я это говорю, это знаменитые доктора искусствоведения говорили ещё десятки лет назад. Или мы ждём, когда фрески исчезнут, что ли? Давайте быстрее их копировать, ведь есть цифровая фотография. А еще лучше - копии художников! Давайте поместим эти копии фресок везде. Почти в каждом псковском официальном пространстве, не говоря уже об информационных центрах, должны быть копии этих фресок.

Псков. Снетогорский монастырь, собор Рождества Богородицы, фреска  "Богатый в аду"

Псковичи – в древние времена были люди вольные, они и князю могли сказать: «А ты княже, не прав до правды и псковичей». А недавно я услышала поговорку, которая раньше в Пскове была часто употребима: «Правда и вера светлее солнца» - по этому закону жили псковичи. И нам до них - как до солнца! Но их достижения, традиции, наследие надо изучать, гордиться - показывать это мы обязаны! Хотя бы потому, что других статей дохода у нас не предвидится.

Свежая зарисовка в продолжение: наша группа в Стамбуле - великом Царьграде. Приехали смотреть Святую Софию и ее мозаики. До озноба понимаем, как правы наши предки, когда увидели это в 10 веке и сказали киевскому князю Владимиру: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми…». Экскурсию для нас, православных, неплохо ведет турок-мусульманин с университетским образованием и очень гордится святой Софией. Билет  в это чудо света стоит 700 рублей, и разноплеменный  народ идет потоком, как в метро Москвы в часы пик.

Фреска Довмонтова города, представленная Петербургским Эрмитажем на выставке «Святая Русь». Париж, март-апрель 2010, сайт Лувра

И хочется сравнить фразу из комментариев на мою статью в ПЛН о Мелетове: «И что это она о каких-то мелетовских фресках все говорит, тут у народа денег на колбасу не хватает!». И вроде прав человек, на первый взгляд. Но если посмотреть теперь из  Святой  Софии: искусство наших предков - зодчих и художников - веками может прекрасно кормить страну и народ, при грамотном подходе хватит не только на колбасу, но и на икру. Проблема в нашем невежестве и нежелании работать в этом направлении…

То, что мы уже потеряли

До чего мы довели Мелётово нашим невежеством? До того, что пошли конструктивные трещины по стенам – самому главному сегодня среди псковских храмов. Я никого не хочу винить, но на всех нас этот грех – трещина прямо в алтаре, хорошо хоть притвора, а не основного храма. Но она сильно влияет на все стены. Тут уже не до фресок, тут архитектуру надо спасать. И мы спасали её как могли.

На фото: Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери – 1461-62 гг - внутренние интерьеры

Теперь остается проследить, чтобы все конкурсы прошли вовремя, потому что 6 лет у нас осталось. Вот где наша забота должна быть. И фрески тоже надо спасать – их уже увидеть сложно.

Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска "Омовение ног "- сегодняшнее состояние

А ещё недавно  было можно. Получается, что на наших глазах эта живопись ушла в стену. Её надо копировать немедленно, многократно, силами художников и цифровых технологий.

Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Копия-реколнструкция фрески "Уверение Фомы" 

У нас есть копии фресок, сделанные хорошими художниками, но их в Пскове немного. Профессор Александр Константинович Крылов в Академии художеств, бросил, наконец, всё, чем занимается моя любимая almamater в Санкт-Петербурге, и занялся не Рафаэлем, Леонардо и Тицианом, а Псковом. И понял, что это симфония, равная Тициану, а то и повыше. От его реконструкции псковской живописи голова кружится. Крылов сделал немало для копирования живописи псковских храмов, все это надо собрать в один музей фрески.

Московский реставратор Адольф Николаевич Овчинников сделал графические реконструкции алтаря в Мелётове, теперь мы хотя бы понимаем, что там было, и чего сегодня нет. Мастер понял, как её можно зрительно-виртуально восстановить.

Графические реконструкции А.Н.Овчинникова программы росписи алтарной части храма Успения Божьей Матери

Значит, можно сделать не только копию, которая сохранит утраты, но и копию, как реконструкцию, когда мастер видит фреску, какою она была в 15 веке. А это уже другое дело – на это интересно будет смотреть – можно видеть разницу между тем, как это сохранилось. Рядом и реконструкция, и реальное изображение, которого мы почти не увидим сегодня, даже если попадем в само Мелётово.

Чтобы в этих фресках разобраться, надо сидеть и смотреть каждую отдельно. И читать про них – тогда можно получить огромное, колоссальное удовольствие. Искусство – это великая философия. И одновременно – это невероятная красота. По верхам тут летать нечего… Это вам ангел, а это скоморох. Нужно объяснить, почему он псковский, почему он интересный, что в нём такого особенного. А чтобы учиться, нам нужны копии.

Сравнение: Слева - живопись в Мирожском монастыре, справа – работа псковских мастеров - фрагмент фрески в Довмонтовом городе

 

Почему у нас до сих пор нет Музея Фрески – я не понимаю. Фрески – это ведь самое важное в наследии Пскова. И больше такого не будет. А мы просто на глазах потеряли эту живопись под общие размышления о том, как много у нас всего.

 

В небольшом селе Карамышеве жители сами захотели сохранить мелётовские фрески. Если вы едете в Мелётово, то в храм можете и не попасть – его могут не открыть, потому что дождь, снег, влажность, другие причины - в этом вопросе надо слушать музейщиков. Они отвечают и обязаны строго  хранить это достояние. Но можно заехать по пути в Карамышево, там есть культурный центр, в котором местные жители сделали первый реальный шаг, связанный с созданием музея фрески – на свои средства они сделали фото копий фресок псковских памятников, особенно в Мелётово. И теперь каждый приехавший может начать знакомство с псковской живописью.

Да, это первый робкий, но музей фрески. Только поддержки этому светлому начинанию от властей нет никакой - скорее наоборот. С прошлого лета инициатору проекта Татьяне Павловой, много сделавшей для воплощения этой идеи, - не зазвать ответственных лиц, чтобы посмотреть на этот удачный старт идеи. Вот такая цена нашим словам о том, что туризм - главное в Псковской области.

Тамара ШУЛАКОВА,

кандидат искусствоведения

Все фото и иллюстрации предоставлены автором

«Прессапарте»/Pressaparte.ru


Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска алтаря "Святители" - сегодняшнее состояние

Копия-реконструкция фрески "Святители"


Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска "Пророк Илия и жрецы Ваала" - сегодняшнее состояние

Фреска "Пророк Илия и жрецы Ваала" - копия-реконструкция


Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска "Ант-скоморох" на западной стене храма - сегодняшнее состояние

Фреска "Ант-скоморох" - копия-реконструкция


Мелётово. Церковь Успения Божьей Матери. Фреска "Пророк Илия посрамляет жрецов Ваала" - сегодняшнее состояние

Фреска "Пророк Илия посрамляет жрецов Ваала" - копия-реконструкция

Вам также может быть интересно:

Таким мог быть музей фрески в Пскове

А что такое музей фрески? Ответ в фоторепортаже польского корреспондента "Прессапарте"

Повезёт ли Пскову стать единственным в России?

Есть идея, которая давно витает в умах - создание в Пскове музея фресок. 

Как я шла по Пскову семнадцатого века.

Или, прогулка с псковским Пиранези

12928 просмотров.
Теги: S-энск

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу