По-соседски говоря, о Резекне
Если бы не граница, пункт пропуска, пограничники и таможенники, то переезд от российского Пыталово до латвийского Резекне был бы почти незаметен. Даже дороги у нас похожие. Это один из самых явных знаков близости и территорий, и людей, которые проживают веками рядом и останутся такими. Особенно эта близость чувствуется как раз в Латгалии – как исторически, исконно называются эти земли на северо-востоке нынешней Латвии, где с древности жили представители большого племени латгалов. Сегодня в столице древней Латгалии идет современная жизнь, замешанная на прошлом и надеждами на будущее.
Город на семи холмах
У жителей Псковской области с соседями, живущими в Латгалии, всегда были практически родственные отношения – и это не просто дежурный оборот речи. И на одной, и на другой стороне границы, живут и родственники, и близкие, и друзья, и коллеги. И общение между ними не прервать никакими границами. Ездили к соседям, и будут продолжать ездить: смотреть, как живут, как работают, учиться и помогать друг другу и просто поговорить, пообщаться. Тем более что и проблемы у городов, и у людей по обе стороны границы похожие: это и бегство молодежи в крупные города и страны, и скромные городские бюджеты, и исчезновение крупных предприятий и производств, которые могли бы дать рабочие места, и неясность ближайших перспектив – и много других…
Есть уверения, что Резекне, как и Рим, построен на семи холмах. Колизея здесь, конечно, нет, и количества холмов сосчитать сложно, но есть другое… Мы движемся в направлении древнего городища, которое все местные жители называют «замковая гора». Замковая гора – это не просто устоявшееся название древнего городища. Первым, что бросается в глаза еще издали - остатки старого замка на вершине, куда нужно всходить по длинной изогнутой лестнице из бетона – современной дани туристам, которые все больше привыкают смотреть на историю и древности с асфальтированных площадок.
И вот мы на вершине пятнадцатиметрового холма. Остатков замка – совсем немного, но даже они впечатляют посильнее некоторых «навороченных» современных музеев. Замок был весьма известным во всем Ливонском ордене, принадлежал к творениям немецких рыцарей первой волны – и был целиком построен из природных валунов, так называемого, «дикого камня». Построил его рыцарь Вильгельм фон Шауэрбург – особа высокопоставленная в иерархии Ливонского ордена, с 1282 года бывший даже магистром ордена.
Но случайно ли рыцарь выбрал местом для возведения замка древнее городище латгалов? Только ли хорошее расположение и неприступность холма подтолкнули его к этому? Конечно, как военный человек, он оценил место. Но ведь высоких холмов, удобных для возведения замка здесь было несколько, в том числе и окруженных водой. К тому же, необходимо было идти на лишние затраты, расчистить площадку на вершине, чтобы на месте обжитого латгальского городка возвести замок. Ведь по предположениям ученых здесь было большое латгальское поселение, окруженное защитными стенами, через которое пролегал довольно оживленный торговый путь. Видимо, крестоносцам, которые пришли на эти земли в результате завоевательных походов, нужно было возвести замок именно на месте латгальского поселения, чтобы тем самым и погасить сопротивление, и убить в людях веру в будущие перемены. Но, возможно, уже тогда ходили разговоры о живительной силе городища и рыцари, ярые поклонники мистики и тайных смыслов решили этой силой воспользоваться. Так или иначе, но в 1285 году замок был построен и получил немецкое имя Розиттен. Позже поляки звали его Жижицей, русские – Режицей…
На фото: Псковичи бывают в Резекне часто, потому что здесь живут друзья, родственики, колеги - просто добрые соседи
Когда стоишь на вершине древнего городища, просто диву даешься, куда же делись все эти огромные валуны, из которых были сложены стены рыцарского замка? Городище от них словно избавилось, будто живое существо встряхнулось и сбросило, как старый расколовшийся панцирь. Даже учитывая, что город за время своей истории постоянно воевал, был то в одних руках, то в других, несколько раз замок серьезно страдал во время осад, но в 17 веке был еще хоть и обветшавшим, но целым. Потом, за пару веков, огромные каменные руины исчезли с холма почти полностью. Теперь о существовавшем здесь замке в основном напоминает лишь контур крепостных стен по периметру, да несколько фрагментов валунной кладки, которые горожане сумели сохранить в минувшие десятилетия, чтобы современным туристам было на что посмотреть. Место, действительно, необычное - романтичное и жизнеутверждающее.
Теперь здесь все знают, что такое Дух
Русский язык в Резекне, как и во всей современной Латгалии был и остаётся родным для подавляющего большинства жителей. Где бы ни остановился, с кем бы ни заговорил – везде тебе ответят на нашем общем языке.
В Латгалии, как и во всей Латвии, действует один государственный язык – латышский, хотя уже не один год общественники в стране бьются над справедливым решением: приданием русскому языку статуса второго государственного. Как в той же Финляндии, где кроме финского, есть второй государственный язык - шведский. Таких примеров по европейским странам – немало. Но по рассказам местных жителей, здесь в Латгалии, кроме латвийского и русского люди много говорят и на своем - латгальском языке, который сложился на протяжении столетий из смеси соседствующих языков: латышского, русского, белорусского, литовского.
Резекне за несколько минувших лет довольно сильно изменился. Но символы прошлого во главе с Замковой горой тут стоят на привычных местах, как в центре города и памятник «Алёше» (так называют его некоторые местные), установленный в честь советских солдат, освобождавших эти земли от немецко-фашистских захватчиков. Резекне обретает комфортное городское пространство. Оно еще только проявляется, только на середине пути преображения, но акцент уже хорошо заметен. Несколько лет назад в городе можно было долго идти в поисках кафе, где бы выпить чашку кофе, а теперь заведения сами бросаются в глаза.
Центр города, конечно, преображается быстрее: где была мутная заводь реки, где плавала тина, а берега были похожи на джунгли из кустарника, сегодня летний амфитеатр. А рядом, возвышается над крышами домов огромный современный концертный комплекс, который полностью называется – Латгальское посльство Gors (в переводе – дух).
О самом Gors можно и нужно говорить отдельно. Таких концертных комплексов по всей Балтии можно пересчитать по пальцам одной руки. Построен несколько лет назад на деньги ЕС – 20 млн евро. «Построили только благодаря тому, что не в Риге решали строить или нет – сама инициатива родилась в городе, и её поддержали в ЕС», - рассказали резекненцы, которые очень гордятся, что у них есть этот новый «Дух».
Комплекс состоит из нескольких залов, каждый по-своему уникален. Большой зал – трансформер, в котором и без того огромная сцена может становиться еще больше. Или вовсе убираться, и вместе со зрительным залом, превращаться в выставочное пространство. Акустика – потрясающая. Так, недавно псковские коллеги на экскурсии по комплексу даже взошли на сцену спели, и прочитали стихи, и получили несравненное удовольствие от звучания собственного голоса. Стеновые панели отражают звук в соответствии с последними научными разработками, артистам помогают суперсовременные системы звука и света.
И все то время, что псковичи ходили по коридорам концертного комплекса, в их головах крутилась мысль: «вот бы в Псков такой концертный комплекс построили в ожидании Ганзы». Почему в Пскове реально не удалось сделать ни одного нового значительного объекта, как это было в других городах, проводивших ганзейские празднования? Как, например, в маленьком эстонском Вильянди, где с нуля построили огромный современный летний амфитеатр. Пока это необъяснимо.
Всё дело в отношении к городу
Если продолжить о современном Резекне, то можно удивляться и творческому центру неформального образования «Карандаш» - Zeimuls - тоже построенному с нуля, рядом со знаковым для города местом – Замковой горой.
Это настоящее царство, отданное для развития и творчества детей. И сразу, как переступаешь порог здания, реально понимаешь: кто тут царь, а кто прислуга. Дети тут могут всё – рисовать, танцевать, фотографировать, лепить, шить, ваять… И сам комплекс – очень смелое и необычное архитектурное решение - со стороны напоминающий два карандаша торчащие под углом из стакана – помните, такие часто стоят на письменных или детских столах? На верхние площадки можно без проблем взобраться по лестнице, или заехать на лифте – там, на верху, смотровые пространства, откуда открывается вид и на развалины замка, и на островерхие костелы, и крыши города. И самое интересное – на крыши самого комплекса, которые сверху смотрятся, как реальные холмы и ложбины между ними, поросшие травой с выделяющимися розетками цветов, или мхом, или укрытые залетевшими сюда желтыми осенними листьями. Рельеф крыши и проектировали так, чтобы они напоминали реальный ландшафт в окрестностях города – а сверху на бетонные перекрытия насыпали землю и высадили ковер из травы и цветов, чтобы крыши сливались с землей.
Сегодня в Резекне можно увидеть реконструируемую центральную улицу, идущую к храму, восстановленные деревянные дома. Здесь можно хорошо пообедать в бывшем купеческом доме, принадлежавшем когда-то, семье евреев. Резекне лежало на пути боев, когда советские войска освобождали эти территории от фашистов, и многие городские здания пострадали, но те, что удалось спасти, восстановить, в городе берегут. Как, например, восстановленное в 2016 году здание Зелёной синагоги – очень хороший пример того, как можно сохранять и как использовать деревянные постройки из прошлой жизни городов. Для соседнего Пскова, например, это весьма болезненный вопрос, где деревянные дома из прошлого, к сожалению, чаще предпочитают просто «уморить»: ждут пока строение либо сгорит, либо окончательно развалится без ремонта кровли и стен, чем реанимировать ради сохранения городской среды прошлых лет.
В Резекне очень мало исторических объектов, сохранившихся сквозь века, но в городе нашли варианты и как использовать имеющиеся, и что нужно возвести в городе, чтобы сделать его центром притяжения и гостей, и местных жителей из окрестных населенных пунктов. Комплекс Gors только один из новых объектов, но уже сделавший Резекне городом концертов, шоу и выставок, на которые съезжаются сотни людейдаже из других городов республики. Вскоре полностью откроется Олимпийский центр с комплексом современных спортивных объектов, которые также будут привлекать сотни сегодняшних и будущих спортсменов.
Прогуливаясь по местному рынку, самому оживленному месту в городе в любое время года, кругом вновь слышишь русскую речь: и от покупателей, и от продавцов. «Как продаются книги на русском языке?», – спрашиваю у торговца букинистической литературой. «Продаются, и неплохо, - отвечает доброжелательный продавец. – Здесь многим эти книги нравятся, приходят, покупают, потом опять приносят на продажу. Больших денег на этом не наживешь, но жить можно. И книги продолжают читать, несмотря на Интернет и гаджеты всякие, которые у людей уже с самого детства в качестве игрушек».
И еще на тему традиционных изданий. В небольшом, в общем-то, городе, издано очень большое количество бесплатных буклетов, книг и брошюр, альбомов, карт, которые могут быть нужными и интересными туристам. Уже от многих людей, занимающихся туризмом, слышу, что издания такого толка приносят больше эффекта, когда они бесплатные, когда их много. Человек возьмет, все, что ему надо, и это будет напоминать ему о городе, о тех местах, куда бы он хотел вернуться.
О жизни горожан, среди которых много русскоязычных людей, о деятельности Русской общины Резекне, о проблемах и радостях резекненцев читайте в интервью с председателем Русской общины Резекне Валерием Орловым:
Вечное соседство: Псков и Резекне крепко связаны между собой
Игорь Докучаев,
фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам может быть интересно:
Полицейские предлагают взглянуть на Псков своими глазами
«Маленькая яхта» для большой Нарвы, или о чём должны думать города, претендующие на большой праздник
Поделиться с друзьями: