Секреты «Wolfsschanze». Что скрывает подземный город Гитлера?
Тайны Третьего Рейха по-прежнему не дают покоя многим. И журналисты своими средствами и силами пытаются раскрывать и рассказывать о них читателям. Мы специально поехали в Польшу, чтобы познакомить читателей «Прессапарте» с секретным немецким логовом «Вольфшанц», где происходили основные события плана Клауса фон Штауфенберга, ставившего целью избавить мир от Гитлера. Те героические минуты стали даже сценарием голливудского боевика «Операция «Валькирия») с Томом Крузом в главной роли…
Секреты Волчьего места
20 июля 1944 года в секретной, отлично укрепленной штаб-квартире Гитлера в Восточной Пруссии «Wolfsschanze» (Волчье логово) в бункере №3, где началось совещание высших фашистских военоначальников во главе с фюрером, прогремел мощный взрыв. Это было очередное и самое реальное покушение на Адольфа Гитлера. До него известно о сорока планах покончить с главой Третьего Рейха, которые закончились безрезультатно, некоторые даже не начавшись. В этот – сорок первый раз – все было продумано организаторами покушения до мельчайших деталей и самое главное, у главного действующего лица заговорщиков – полковника Клауса фон Штауфенберга – была возможность приблизиться к Гитлеру. Что он и сделал в момент совещания, на котором сам должен был делать доклад о состоянии армейских резервов Вермахта. Свой портфель с активированной бомбой он поставил к ножке большого стола, у которого стояли все приглашенные высшие офицеры, непосредственно рядом с Гитлером. Сам Штауфенберг отошел ближе к двери и почти одновременно с прозвучавшим взрывом вышел из бункера.
Самое реальное покушение на фюрера стало малорезультативным из-за нескольких случайностей.
Первая произошла уже за несколько минут до начала совещания. Фон Штауфенберг и его адъютант фон Хефтен, посвященный в заговор, попросту не успели активировать вторую бомбу – за ними пришел сержант для сопровождения их в конференцзал. Вторая случайность – мощный стол, который стал фактически щитом для Гитлера, получившего от взрыва только легкое ранение. Третий фактор, ставший фатальным для Клауса фон Штауфенберга и еще почти пяти тысяч недовольных режимом Гитлера жителей Германии, арестованных после покушения в Волчьем логове, – самонадеянность. Выйдя из бункера одновременно с взрывом, оба заговорщика сели в машину и рванули на аэродром, который располагался в пяти километрах от тайной резиденции и вылетели в Берлин, откуда сразу позвонили остальным участникам заговора с сообщением «Гитлер убит». Это был знак для объявления плана «Валькирия». Многие участники заговора, остававшиеся до этого момента в тайне, начали себя проявлять. Чуть позже, уже вечером дня покушения, когда выяснилось, что Гитлер жив и уже запустил в действие карательный механизм мщения – было уже поздно. План «Валькирия» захлебнулся, и начались жесточайшие репрессии. Основные участники заговора, высокопоставленные военные, были расстреляны сразу же, другие повешены, многие погибли в камерах и концлагерях. Нацисты не щадили даже семьи заговорщиков – жен и детей сажали в тюрьмы.
Сегодня бывшее Волчье логово находится на территории Польши, рядом с небольшим городком Кентшин (прусский город Растенбург). Здесь, среди Мазурских озер, территория которых давно стала курортной зоной, в лесах на площади почти в три квадратных километра, был построен самый большой тайный штаб Гитлера. Причем, он был тайным не только в годы войны, но и в послевоенные десятилетия, и сегодня продолжает хранить свои секреты.
Представьте себе целый город, спрятанный в лесу… Причем, город состоящий не из малоэтажных домиков, а из внушительных многометровых строений из бетона, уходящие этажами и вверх, и вниз. В этом городе кроме домов жилого и служебного предназначения были два аэродрома, железнодорожная станция, хорошие асфальтированные дороги, очистные сооружения, электростанции, котельная, телеграф и прочие коммуникационные службы, плюс к этому – казино, ресторан, чайная и т.д. Город был поделен на зоны секретности, всего в нем постоянно жили более двух тысяч военных и гражданских лиц, обеспечивающих его охрану и жизнедеятельность. И самое главное – город практически оставался невидимым с воздуха.
В логове зверя
Едем по бывшим землям Восточной Пруссии, ныне это территория Польши. Но следы прусского столетнего уклада видны повсюду: четкое деление на земли, узкие и ровные дороги и ответвления в обе стороны, ведущие к фольваркам и крестьянским наделам. Центральные дороги между городками, особенно на подъезде к Кентшину или к прусскому городу Растенбургу, и без того неширокие, с обеих сторон поджимают большие раскидистые липы, смыкающие кроны над дорогой, отчего трасса похожа на проезд в многокилометровом тоннеле. Оказывается, эти деревья приметы еще предвоенного времени. Говорят, по специальному распоряжению германских властей, дороги связывающие города и военные объекты обсадили быстрорастущими видами деревьев, которые были призваны создать естественную маскировочную сеть для дорог, чтобы ни с воздуха, ни с другого наблюдательного пункта не было видно передвижение военных транспортов и типов перевозимых грузов.
Секретность – вот самое главное условие, которое должно было соблюдаться всеми службами при строительстве Вольфшанце.
В строительных документах и чертежах объект имел свой псевдоним, истинное значение которого знали единицы. Строительство велось в несколько этапов, начиная с 1940 и вплоть до осени 1944.
Оставляем машину там, где и во времена фашистов была парковка для приезжих, и дальше по некогда одному из самых секретных объектов Третьего Рейха идем пешком. Мы в охранной зоне номер один, куда даже высокопоставленные фашистские военные могли попасть только после ряда специальных проверок. Сохранилось здесь немногое: в январе 1945-го за три дня до прихода Красной Армии весь тайный город был взорван немцами. Но, чтобы взорвать бункеры и укрепления с толщиной бетонных стен в несколько метров без остатка - нужно было слишком много взрывчатки… Проходим мимо уцелевшего во время взрыва двухэтажного здания – здесь тогда располагались эскорты сопровождения СС. Некогда ухоженные аллеи с асфальтированными дорожками, ныне заросли деревьями и кустами.
Но мы уже видим развалины того самого здания, где фон Штауфенберг 20 июля 1944 года оставил у ног Гитлера бомбу. Бункер практически сравняли с землей, остался только контур стен, да лежащая у самой дорожки мемориальная доска из металла в виде развернутых и обгоревших, обожженных огнем взрыва и пожара страниц книги или, скорее, альбома, где по-немецки написано о попытке Штауфенберга. Кстати, на это место спустя почти полвека после событий приезжали трое сыновей Клауса фон Штауфенберга – они остались живы в горниле репрессий, их удалось спрятать.
Удивительно, но оставшиеся не затронутыми взрывом бункеры, да, и глыбы стен, которые были повреждены, едва различимы даже с расстояния в десяток-другой метров, они словно растворяются в зелени деревьев, неудивительно, что с воздуха они были практически незаметны.
Оказывается, наружные стены зданий были оклеены морскими водорослями и потом выкрашены в серо-зеленый цвет. Такая маскировка стен делает их практически невидимыми и сегодня, спустя шестьдесят пять лет после главных событий.
Кроме того, вся территория Вольфшанце была затянута специальной маскировочной сеткой – менявшейся четыре раза в год в соответствии со сменой времени года. Правдоподобность и точность маскировки проверяли и с воздуха, летая над этой территорией на самолете: и с высоты, и с «бреющего» полета.
Вот перед нами огромные стены практически сохранившегося в первозданном виде так называемого «гостевого» бункера. Почти пятьдесят метров в длину, двадцать восемь метров в ширину, с толщиной крыши в шесть метров. Узкий вход, темные коридоры, в которых едва расходятся два человека. А в чреве только две небольшие комнаты. Темно и жутковато, кажется, что до сих пор где-то в глубине притаились эсэсовские молодчики из специальной охраны объекта. Чернота, уходящих в глубину коридоров добавляет ощущений. Этот бункер был один из самых «слабых» - другие объекты, принадлежавшие Гитлеру, Герингу, Кейтелю имели более толстые стены.
Пройдя метров восемьсот, мы оказались у самого главного объекта – бункера Гитлера. Его внешняя площадь просто впечатляет – почти две с половиной тысячи квадратных метров. Стены в разы мощнее, чем у обычных строений. Так толщина крыши была почти девять метров, а также имелась особая система коридоров и выходов, которых в этом бункере было шесть. В общей сложности Гитлер провел здесь восемьсот дней, впервые приехав уже через два дня после нападения на Советский Союз. Отсюда, до границы с бывшим СССР всего восемьдесят километров.
Тайна остается
В этом штабе были спланированы и запущены в действие многие самые страшные операции и механизмы Второй мировой войны. Почему же ни Красная Армия, ни союзнические силы не предприняли попытки уничтожить логово волка вместе с хищником? К примеру, разбомбить с воздуха, ведь это было значительно ближе, чем лететь на бомбардировку Берлина? Но за все годы войны всего несколько бомб упали на объектах большого тайного города фашистов, и то бомбометание советские летчики провели, по всей видимости, случайно. А ведь были и возможности проведения специальной операции с помощью высадки десанта… Эти вопросы, как и некоторые другие пока остаются без ответа. Сработала повышенная секретность объекта и о его существовании не знали ни советское командование, ни силы союзников? Это сомнительно.
Исследователи установили, что месторасположение Волчьего логова было известно и западным союзникам и командованию Красной Армии.
Правда, о точном местонахождении именно бункера фюрера они могли и не знать. Ведь как сегодня становится понятным: Волчье логово - это не только этот таинственный объект, по дорожкам которого мы с вами идем, а целая сеть штабов, устроенных фашистами в радиусе пятидесяти километров от Вольфшанце. Они создали искусственную паутину из объектов, можно насчитать десять похожих объектов, которые были соединены в локальную сеть и в каждом из которых располагались ведомства Третьего Рейха с повышенной системой охраны. Где в точности находился Гитлер - определить было очень сложно. Как видим, даже из военного окружения фашистского лидера очень немногим позволялось приблизиться к фюреру. Штауфенберг заслужил эту возможность долгой и бескомпромиссной службой.
Продуманная хитрость фашистов – запутать противника - сработала или ответы кроются в чем-то другом? Может быть, желание захватить объект в целости и сохранности основывалось вовсе не в персоне фюрера? Ведь известно, что, когда Гитлер находился в других местах Европы - охота на него велась, даже американцы посылали бомбардировщики, чтобы нанести удар по тем объектам, где по данным разведки должен был находиться фюрер. А здесь не было ни одной спланированной бомбардировки. Его не пытались уничтожить ни когда он прогуливался по дорожке, ведущей от его бункера к резервуару с водой, больше похожему на комфортабельный бассейн, выгуливая свою любимицу, немецкую овчарку Блонди, ни во время встреч делегаций стран-союзников фашистской Германии на железнодорожном вокзале, ни в какой другой удобный момент. Явно, что объект берегли. Причем берегли все стороны. Фашисты до последнего надеялись сохранить территорию Восточной Пруссии и не пустить советские войска дальше бывшей границы СССР. Главный штаб в Вольфшанце действовал вплоть до зимы 1944 года, когда Красная Армия уже подошла на расстояние в
Почему фашисты так хотели уничтожить Вольфшанце? Чего еще не знают исследователи? Что хотели скрыть фашисты?
Нужно учесть, что тайный город строила не менее засекреченная и подготовленная организация. Что она построила кроме внешних строений тайного города сегодня никто, по-видимому, не знает… А рассматривать это место, как обычный штаб после всего сказанного и, учитывая тягу фашистов, особенно в предвоенные и первые военные годы, к мистике, к тайнам, и сокровищам мира – не очень получается. После взрыва в январе 1945 года на территории Вольфшанце не проводились серьезные исследовательские работы. Покореженные взрывом стены с тех пор так и лежат на своих местах, создав многотонный бетонный саркофаг, который пока надежно укрывает и эту тайну Третьего Рейха.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: