Интернет-газета. Псков
16+

Нет ничего дороже свободы

09 июня 2020 г.

От Марселя до заветного острова в поисках Эдмона Дантеса. Продолжение истории. Часть четвёртая

Одним из самых любимых и самых таинственных героев прошлого во всем мире остается граф Монте-Кристо. А, уж, тем более в России, где историю моряка Эдмона Дантеса, которую поведал Александр Дюма в бессмертном романе, с детства знали и знают большинство граждан и в девятнадцатом, и в двадцатом, и нынешнем веке. И как бы ни закончилась та история, какой бы конец не придумал гениальный автор, насколько бы фантастичным ни казался сюжет истории, и как бы ни спорили исследователи о существовании в реальности этого героя или его прототипа, он останется среди людей на веки вечные… Потому что олицетворяет мечту миллионов людей: наказать зло, восстановить справедливость, отдать долги, воздать добром за добро. И в этом отношении «Граф Монте-Кристо» - самая массовая революционная книга.

В первой, второй и третьей частях нашего путешествия мы задались вопросом: почему автор поселил своего героя в Марселе, сделав город не только одним из героев книги. И начали знакомиться с далёкими эпохами, в которые уходят корни современных марсельцев. Сегодня мы продолжим осмотр той самой идеальной тюрьмы, которая изменила жизнь не только главного героя романа Эдмона Дантеса, но и многие миллионы людей, прочитавших эту книгу.

 

«Дантес встал, посмотрел в ту сторону, куда направлялась лодка, и увидел в ста саженях перед собою черную отвесную скалу, на которой высился мрачный замок Иф. Этот причудливый облик, эта тюрьма, которая вызывает такой беспредельный ужас, эта крепость, которая уже триста лет питает Марсель своими жуткими преданиями, возникнув внезапно перед Дантесом, и не помышлявшим о ней, произвела на него такое же действие, какое производит эшафот на приговоренного к смерти».

 

«Он стоял на четырехугольном дворе, между четырьмя высокими стенами; слышался размеренный шаг часовых, и всякий раз, когда они проходили мимо двух трех освещенных окон, ружья их поблескивали. Они простояли минут десять. Зная, что Дантесу уже не убежать, жандармы, выпустили его. Видимо, ждали приказаний…». – Именно так Александр Дюма в первый раз знакомит своего героя с замком Иф.

 

Когда попадаешь, даже при дневном солнце, в темный четырехугольник внутреннего двора замка Иф, над которым высятся каменные стены желтовато-коричневого цвета, огибаешь стоящий на середине двора круглый каменный колодец, уходящий на большую глубину, спускаешься еще ниже на несколько ступеней, проходишь темный провал с приоткрытой массивной дверью, на табличке над которой успеваешь прочесть: «Камера аббата Фариа» и спускаешься в камеру Эдмона Дантеса – вымыслом не кажется ничего… Все только истинная правда и реальность. Как и тогда Дантесу:

«Он пошел за проводником, который действительно привел его в полуподземную камеру; из голых и мокрых стен, казалось, сочились слезы. Поставленная на табурет плошка, фитиль которой плавал в каком-то вонючем жире, осветила лоснящиеся стены этого страшного жилища».

Вот эта камера перед вами: голые стены, каменный выступ вместо кровати, и небольшая дыра в стене рядом в соседнюю камеру, в которую смог бы пролезть только очень худой, буквально заживо высохший человек.

Нашел ли Дюма на самом деле прототипа Эдмона Дантеса здесь, в темнице замка Иф? За два века истории замка, как тюрьмы, здесь содержались три с половиной тысячи  арестантов. Среди них был и известный французский гуманист и историк Жан Серр, и французский генерал, главнокомандующий французской армией в Египте Жан-Батист Клебер, и та самая «железная маска», о которой до сих пор ходят не менее таинственные легенды. Вернее о реальной и трагической фигуре, скрывавшейся под ней. Поговаривают, что под маской скрывали брата-близнеца короля Людовика XIV. Возможно, Дюма вдохновил пример какого-то сидельца, из рассказанных ему историй, он ведь даже слушал стражников, которые застали времена, описываемые автором в романе. Но все, кто попадают сегодня в замок Иф, могут увидеть реалистичную картину тюрьмы начала девятнадцатого века – все здесь сохранилось и воссоздано так, что вам остается только поверить, что стражники лишь вчера выбросили живого Дантеса в мешке в море, а в его камере на каменной кровати еще лежит тело остывшего аббата Фариа…

Кстати, человек с такой фамилией действительно реальный персонаж истории, имеющий тайну своего рождения, уходящую корнями в Индию, ставший священником, чтобы выбраться в цивилизованную тогда Европу, собравший в себе множественные знания, законы науки, психологии, бунтарь, вынашивавший революционные изменения в жизни общества. О нём и его жизни можно рассказать не менее захватывающую историю, чем рассказ об Эдмоне Дантесе.

Туристу в нынешнем замке Иф смотреть, кроме каменных стен, почти не на что. Но человеку с воображением здесь невероятно интересно. Представить, как в этом каменном мешке человек может продержаться хотя бы месяц, а тем более годы – это сильнейшее ощущение. В эти камеры, находящиеся практически в толще скалы, плохо проходил воздух, вентиляции, конечно, не было, отопления тоже, поэтому зимой стоял холод, а летом выматывающая духота. Да и белый свет там не показывался.

Кусочки моря и неба видели только в камерах верхних этажей, где обычно содержались знатные и богатые узники, родственники которых могли заплатить за лучшие условия для страдальцев. Через год такой темницы без окон весь мир за каменными стенами и прошлая жизнь узника казались сущей выдумкой. Да и сами они уже не верили, что это они, что они ещё реальность.

С огромным облегчением ты выходишь из камеры, закрывая тяжелую дверь. И скорее на лестницу, ведущую наверх, на крышу главного бастиона навстречу ветру, поднимающему на морской глади легкий бриз. Здесь особенно понимаешь, что нет ничего дороже, чем возможность видеть солнце, небо, море и быть свободным. Свободным! И ради этого будешь и камни грызть, и в мешок вместо мертвеца залезешь, и поплывешь не одну милю подальше от этого проклятого места… Как это и сделал Эдмон Дантес, выбравшийся в море из мешка. Мы выйдем из замка не таким путём, как настрадавшийся моряк. А пройдём обычным путём, чтобы ещё раз взглянуть на старую входную дверь в тюремный замок, над которой в 1848 году была выложена необычная по своему содержанию и издевательскому тону надпись «Резиденция свободного народа». 

Хорошо известно, что летом 1848 года в Париже пролетариат совершил революцию, народ захватил и разрушил другую страшную тюрьму – Бастилию, создав тем самым прецедент пути к свободе. После жесточайшего подавления восстания в Париже, здесь, в замке Иф заключили более ста человек - участников парижских событий.

А в 1870 году здесь оказался парижский адвокат Гастон Кремьё, возглавивший Парижскую Коммуну, после того как пала Вторая Империя, и  Париж, объявил о своей независимости. После расстрела войсками Коммуны, Гастон был схвачен и отправлен в замок Иф. История его жизни и заключения тоже достойна больших романов. Гастона Кремьё власти расстреляют в 1871 году.   

Прямо за островом Иф, лежат еще два острова из архипелага Фриуль, куда нынешние марсельцы любят приезжать на целый день купаться и отдыхать, там прекрасные мелководные бухты с бирюзовой водой. Герой романа, ослабевший за годы сидения в темнице, мог легко добраться до ближайшего острова. Но Дюма в сюжете романа явно отталкивался от того, что беглеца стали бы первым делом искать именно здесь, и поэтому Дантес поплыл в направлении открытого моря, где было довольно оживленное движение маленьких судов, а, значит, и больше надежд, что экипаж какого-то из них подберет его быстрее, чем в замке обнаружат подмену. Так и вышло…

Продолжение уже скоро…

           Игорь ДОКУЧАЕВ,

фото автора,

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Начните читать с первой части:

От Марселя до заветного острова в поисках Эдмона Дантеса

Приключения продолжаются. Часть первая

А далее вторая часть:

И родина их - Марсель

От Марселя до заветного острова в поисках Эдмона Дантеса. Часть вторая

Третья часть тут:

Идеальная тюрьма посреди бирюзы

От Марселя до заветного острова в поисках Эдмона Дантеса. Продолжение истории. Часть третья.

221 просмотр.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту