Интернет-газета. Псков
16+

Как попасть в настоящее Бабье царство

17 июля 2019 г.

На выставку Гели Писаревой я попал уже под самое закрытие. И очень этому рад. Безлюдные коридоры Дома ремесел в Пскове вдруг слились в одно пространство с тремя большими комнатами, превращёнными в галерею. И везде, повсюду крались странные очертания оживших фигур, они поднимались с пола, выходили из стен, опускались с потолка - они были всюду. Маленькие и большие, сгорбленные и с гордой осанкой, уставившиеся взглядом в одну точку и бесцеремонно разглядывающие вошедшего. Это оказалась не выставка, а ожившее прошлое…

Почему из прошлого? Да потому что так уже не ходят, не одеваются, не смотрят, не говорят, так не работают, да, и не живут. Где сегодня увидишь, как стираются женщины на реке? Как полощется бельё на ветру? Как голосят по смерти, и как поют в большой избе? Да, где-то есть, не только в фольклорных ансамблях, где-то в отдалённых местах, лишённых цивилизации, где-то эта уходящая реальность точно также вдруг окружает попавшего в неё. И выпавший из городской ирреальности человек, также с удивлением смотрит на это, как я в окружении деревянных скульптур и картин этого Бабьего царства Гели Писаревой.

С автором этого молчаливого сообщества, выставлявшегося в псковском Доме ремёсел, познакомиться не удалось. Её как-то неловко называть Геля – Галина Демьяновна - не потому что мастеру уже довольно много лет, а потому что хочется произнести её имя более значительно. А то, что не застал, так её работы говорят за автора очень искренне и откровенно – кажется, что лучше и не скажешь. Её «бабки», как любовно называет своих героинь художница и скульптор - это то главное, что она пытается выразить. Женщина – она же Мать-земля – это основа всего сущего, как в природе, так и в творчестве Гели Писаревой. У неё все работы связаны не только друг с другом, в них небо и земля – это одно целое, иногда совсем неразличимое: где земля, где небо, где белый свет, а где ночь. Также как трудно разделить радость и печаль, счастье и его ожидание, ненависть и любовь. А, правда, что такое счастье для Гели Писаревой? «А счастье? Счастье, по-моему, это жить, любить природу, людей, животных, цветы, растения. Вот счастье!», - как-то сказала она… «Я вообще счастлива, что живу…».

Геля Демьяновна за свою жизнь видела многое и многих. Ленинградка по рождению, ещё довоенной поры, хотя есть и псковские корни, в 1955 году окончила Ленинградское Таврическое художественное училище (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха), затем факультет скульптуры Института живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина. Много и удачно работала в керамике, в монументальной пластике, уже в 70-е годы её творчество обрело собственную неповторимую линию, подчиняющуюся только её эмоциям, взглядам, ощущениям.

«Хочется тебе себя выражать, хочется писать, скульптуру делать – и делай это… И радуйся. По-моему, так надо» - это её выражение многое объясняет. И не случайно её работы в экспозициях многих музеев. Но самое главное, что эта её линия не прерывается, не виляет, не приспосабливается и продолжает превращать дерево в говорящие фигуры, холст - в открытые окна в жизнь. И именно поэтому её Бабье царство невозможно ставить в кавычки, потому что оно живое, потому что точно также оно околдует очередного человека, увидевшего как силуэты, фигуры, лики вдруг выходят из стен, чтобы многое рассказать.

Игорь ДОКУЧАЕВ,

фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

А для тех, кто не успел очутиться в реальностях работ Гели Писаревой в Пскове, можно попробовать окунуться в наш фоторепортаж с выставки:

Бабье царство Гели Писаревой в Пскове

400 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту