Виктор Кушнаренко: «Все мои этюды вырезаны ножом из листа чистой бумаги»
В сети крайне плохи дела с авторским правом. И люди творческие – фотографы, художники подчас лишаются даже имени – ну, не считают нужным любители копипастов подписывать чужие работы. Так что на таких виртуальных экскурсиях не всегда узнаешь, чьи работы на «выставке», к какому талантливому человеку зашёл посмотреть. И всё-таки они нужны, такие экспозиции – только по-хорошему, чтобы с именами авторов и названиями работ. Нам посчастливилось познакомиться с одним из псковских мастеров, с чьим творчеством люди знакомы только по фотографиям в сети. Виктор КУШНАРЕНКО согласился рассказать нам про своё редкое увлечение – художественную резьбу по бумаге и показать получившиеся работы.
- Виктор Яковлевич, насколько мне известно, вы родом не из Пскова. Как приехали сюда?
- Детство и юность мои прошли на Кубани. Там, в Краснодаре, я получил первое образование и долгое время работал геодезистом. Затем, волею судьбы, пришлось поменять профессию, переехать жить и работать инженером-электриком в одном удивительно красивом небольшом городке на севере Карелии. Класса с шестого я увлекался радио. Первые транзисторные приемники собранные своими руками, первое знакомство с профессиональными радиолюбителями, коротковолновый спорт..., все эти практически профессиональные знания и навыки впоследствии очень помогли в жизни. А в Карелии появилось новое увлечение – резьба по дереву. Это очередное «хобби» помогло мне встретиться с интересными и увлечёнными людьми, которые научили меня профессионально освоить работу на деревообрабатывающем оборудовании.
- Давно ли вы занимаетесь творчеством? Как пришли к этому, помните?
- В середине двухтысячных мы с супругой остановили свой выбор на тихом, спокойном и намоленным многими поколениями городе Пскове. Здесь я вышел на пенсию и года три назад, проводя вечера в социальных сетях, в аккурат перед Новым годом, увидел переписку двух друзей о желании вырезать какие-нибудь украшения из бумаги к новогоднему празднику, и решил, а почему бы и мне не попробовать сделать это. Вот с этого и началось моё увлечение художественной резьбой по бумаге.
- Для этюда нужна какая-то основа, правильно я понимаю? Рисуете вы тоже сами или берете за основу чьи-то работы?
- Некоторое время я изучал работы известных художников, мастеров художественной резьбы: японских художников Кири Кэна, Хины Аоямы, индийского мастера Парта Котекара, китаянку Бови Ли, работы американской художницы Мод Уайт и некоторых других. Затем подобрал нужный инструмент и понемногу начал осваивать технологию вырезания, вначале, как бы копируя работы этих мастеров. Но в любом случае, вначале приходилось прорисовывать всё на бумаге, а потом только пробовать вырезать.
- Творчество - это часто посвящение дорогим и близким людям. В вашей жизни наверняка есть люди, которым вы посвящаете свои картины, или те, кто вас вдохновил на их создание? Быть может, вы хотите рассказать о ком-то из этих людей?
- Вначале 90% только начатого, и почти законченного материала выбрасывал в корзину по причине брака, но примерно через год, как утверждали те кто эти работы видел, у меня начало неплохо получаться. Приходило мастерство, осознание процесса и технологии резьбы. Затем я начал выставлять результаты творчества в интернете на сайте «Страна мастеров», на своей странице ВК и в твиттере (@kazakkvl)
Вначале это были простые работы, выполненные в стиле миниатюр.
А затем появилось желание сделать что-то своё, и я начал прорисовывать понравившиеся рисунки и фото, а также адаптировать под вырезание картины художников. Художественная резьба – это очень кропотливое и трудоёмкое занятие, требующее твёрдости руки, внимания и терпения. В этом году мне удалось сделать несколько удачных работ в размере А3, начал вырезать свою серию «Пушкинианы»: в неё вошли такие работы, как «Свеча», за основу этой работы взята картина нашего псковского художника В.Васильева.
«Лестница к Пушкину». На вырезанном этюде показан вид на монастырь и кусочек лестницы к могиле Александра Сергеевича, которая находится в Святогорском Свято-Успенском монастыре недалеко от родового имения Пушкиных. За основу этюда взят рисунок 1934 года художника Л.С Хижинского.
«Вид на Троицкий собор Псковского Кремля». В основу этого этюда легло фото, сделанное со стороны Финского парка.
А вот ещё одна история рождения этюда. 26 апреля этого года исполнилось 32 года аварии на Чернобыльской атомной станции. Оба моих младших брата были ликвидаторами этой аварии и оба ушли уже в мир иной от онкологии. В память о них я вырезал вот этот этюд.
Немного изменил строки Расула Гамзатова:
"Вот ангелы летят полоской алой,
Куда-то нас встревоженно маня,
И в их строю есть промежуток малый,
Возможно, это место для меня..."
- Были ли у вас выставки в Пскове или в других городах? Сотрудничаете ли вы с музеем или артгалереями Пскова, есть ли планы сделать выставку работ?
- Увы, все мои работы известны только близкому кругу моих родных и друзей, и ещё читателям моих лент в Интернете. Работа над этюдами занимает довольно много времени. На подготовку, прорисовку и вырезание этюда уходит от нескольких дней до полутора месяцев. Этим летом мне поступало предложение о выставке от дирекции Пензенской художественной галереи, но, увы, не сложилось. Правда, недавно внук и дочь уговорили показать часть своих работ на городском фестивале «Вместе дружная семья». Теперь понемногу пытается резать и мой младший внук, шестиклассник Никита. Так что, теперь есть кому передать свой опыт.
Беседовала Кристина БОРИСОВА
Фото из архива Виктора Кушнаренко
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: