Григория Распутина не слушали ни сто лет назад, ни сегодня
Восьмисерийный сериал показанный к годовщине убийства Григория Распутина на одном из центральных каналов, на самом деле не просто кино.
Фото: здесь и ниже - кадры из фильма "Григорий.Р"
Сейчас, когда нам уже настойчиво рассказывают о съёмках новой версии «Хождения по мукам», фильма по знаменитому роману Алексея Толстого, «Григорий Р.» стал практически началом публичной дискуссии о столетней годовщине Великой Революции 1917 года. Переснимаемые «Хождения по мукам», по замыслам каких-то верховных режиссёров, видимо, должны стать продолжением этого кинофона, подпитывающим разговор. Правда, опыт переснятых советских картин, а их уже было немало за минувшие годы, подсказывает, что сделать кино лучше, чем советские варианты, всё же не удаётся (это нисколько не относится к рождающемуся фильму "Хождения по мукам", может быть, на этот раз удастся). Какая-то мистика в этом тоже есть. Поэтому и разговор, который уже начался в разных аудиториях и пластах общества, то и дело скатывается к сегодняшнему дню, к нынешней ситуации в стране, подошедшей к ключевой дате – 17-му году.
Владимир Машков, который сыграл Григория Распутина, без сомнения, актёр замечательный, один из немногих, кого в последние годы можно так назвать. Удалось ли ему полностью перевоплотиться и передать нам образ Григория? Сам актёр, конечно, перевоплощался, он буквально жил в образе - это хорошо чувствуется. Но вот зритель… Да, привыкаешь к действию - расставаться по окончании серии не хочется. Но это с актёром Машковым не хочется, а не с его героем. Как ни пытайся его загримировать, но даже бородой очень сложно изменить привычный и любимый многими машковский облик. Как ни стараешься отвлечься, но прежние герои Владимира Машкова так и вылезают из Распутина: бородатого ли, окровавленного ли… Слишком сложная и таинственная фигура старца, чтобы можно было легко её воспринять через любимый образ актёра.
В течение долгих перестроечных лет и до сего дня, как оказалось, Григорий Распутин, крестьянин из села Покровское Тобольской губернии, был и остаётся одной из главных мистических фигур. И не только предреволюционных лет, но и перестроечных, и сегодняшних в том числе. Так уж вышло, что его образ-лик в конце 80-х-90-х годах выглядывал практически отовсюду: с полок книжных магазинов, с витрин газетных киосков, с развалов с разной всячиной. Чёрт ли, святой ли - до сих пор разобраться практически невозможно.
Глаза у Распутина–Машкова – бездонная чёрная пропасть, не просто глубокие - умные, как у физика-ядерщика, познавшего мир иной.
Любящий отец и неравнодушный к несправедливости Распутин ушёл из своего села в бродяги после того как был избит мужиками, когда пострадала и бросившаяся его защищать дочь. «Зачем ты здесь?». – «Бога хочу узнать», - говорит Григорий Распутин мужику, придя в один из монастырей, попавшихся ему на пути. Но путь ему был определён дальше. В царскую столицу.
«Я задумал на родине храм поставить, денег хочу собрать, может, в этом моё задание», - сказал Григорий Иоанну Кронштадтскому. А тот ему в ответ: «Бог тебя в Петербург привёл – здесь твоё место».
И конокрадом он слыл, и в секту хлыстовцев вхож, и драчуном был. «Говорят, и среди апостолов шалопаи попадались», - ответил в фильме следователь на вопрос уездного пристава. – «А может ли шалопай, да конокрад, побродив по свету, святым старцем стать?». И всё-таки попытки двойственного восприятия в этом фильме уже нет: нам показывают святого чудотворца, Григория-странника. А то, что с бабами гулял да водку пил, так это ещё и нужное смятение вносит в образ. Режиссёр Андрей Малюков представил Григория Распутина таким, каким как он сумел с первой встречи впечатлить придворных дам.
«Вся душа наружу, как у ребёнка. Этот человек поразил меня тем, что у него нет и не могло быть никаких тайных намерений», - сказала с блаженной улыбкой на устах Анна Вырубова следователю, которому от имени Временного правительства было поручено расследовать убийство Григория Распутина. Актрисе Екатерине Климовой повезло так повезло – Анну Вырубову сыграть. Впрочем, фрейлине императрицы тоже повезло, что её здесь сыграла Климова – персонаж получился правдивый, трепетный и искренне преданный. Хотя актрисе, видимо, и непросто было большую часть фильма представлять Анну Вырубову, хромавшую после операции.
Нам показали в «Григории Р.», как из святого мужика сделали демона. Во многом, как известно, это удалось ещё до его убийства, но заказ Керенского, который в фильме выполнял следователь Генрих Иванович Свиттен - его, кстати, идеально сыграл Андрей Смоляков - должен был узаконить это перевоплощение.
Да, в России стартовала революционная годовщина. Стартовала не абы как, а показом на Первом канале сериала «Григорий Р.». Хорошо хоть так, а не каким-нибудь бездумным шоу с гордым слоганом с «революцией» в составе.
Хотя то, что в ход пошёл уже видавший эфиры сериал про самого мистического и туманного персонажа предреволюционной эпохи, тоже о многом говорит. Нас пытаются уверить, что началось всё в России в 1917 году не с недовольства российского люда ситуацией в стране, а с убийства святого старца Григория, которому и в которого и тогда не верили и сегодня продолжают, вот поэтому и попала страна в революционный капкан. Не разглядели в страннике и бродяге, как немногие дамы из высшего общества, провозвестника, вот и получили катаклизм.
Вроде бы этот фильм - попытка развенчать и рассеять мифы о Распутине, но на самом деле получилась попытка создать новый миф. Ведь перед всеми тогда предстал никто иной, как спаситель России – именно он. Но не разглядели… Как в той сказке, где волшебник превращается в слабого старца – нищего, с дурным запахом, голодного, грязного, который просит приюта, стучась в дома, но все хозяева гонят его от дверей, о чём потом горько жалеют. И здесь тоже именно с Григория и началась смута. Телепат, экстрасенс: «Наш единственный друг, наш единственный покровитель», - говорит о нём российская императрица Александра Фёдоровна. И не случайно Российская Империя рухнула после убийства старца. «Пока я рядом, царь глупостей не наделает, уберут меня – сразу война», - говорил незадолго до убийства Григорий Распутин.
Фильм замечательно снят, отличная режиссерская работа, динамика, историческая достоверность до мельчайших деталей: костюмы, коляски, кони, петербургские мосты, дворцы. Прекрасная игра актёров. И в качестве мифа очень даже может быть. Но вот пытаться революцию превратить в миф – это всё-таки напрасно.
Этот миф сейчас очень кому-то нужен. Не народ тогда устал, не большевики, не гениальный Ленин, якобы «подобравший» лежащую власть - а из-за убийства Распутина всё.
Детей спасал. Лечил. Он бы и Первую мировую войну остановил, если бы его послушались. Всё настолько упрощённо, настолько подогнано под обложку, что начинаешь понимать – никакие выводы по событиям 1917-20-х годов элитами не сделаны. Они вообще пытаются забыть все свидетельства и всё банально свести к одному: Григорий Р. виноват в революции. Если так будут о годовщине Революции вещать на протяжении года, то, однозначно, дух революции может в Россию вернуться.
Игорь ДОКУЧАЕВ
Фото: кадры из фильма "Григорий.Р", реж. А. Малюков.
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: