Как мы искали на прилавках турецкие фрукты и овощи?
И что из этого вышло…
Честно искали на прилавках в Пскове, Печорах овощи и фрукты турецкого происхождения, спрашивали у продавцов – ничего не знают про такие: Азербайджан, даже Израиль, Краснодарский край и прочие юга. Как же тогда договорённости о снятии ограничений на поставку в Россию продуктов из Турции? Так называемого эмбарго на овощи и фрукты турецкого происхождения, введённого после ноября 2015 года в ответ на сбитый турецкими военными российский бомбардировщик и гибель пилота?
Эти ограничения должны были исчезнуть после извинений турецкого президента в адрес России, и особенно после встречи 9 августа в Санкт-Петербурге двух руководителей государств: Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Один из пунктов их разговора, как раз касался отмены ограничений на поставки.
Для турецких сельхозпроизводителей это очень важно. Для россиян – тоже, потому что овощи и фрукты из Турции были не только реально дешевле, но и сдерживали цены других поставщиков. Это был нешуточный фильтр: турецких продуктов, попавших под санкции, до этого на российском рынке было более 16 процентов. А томаты, привезённые с берегов Эгейского и Мраморного морей, и вовсе занимали 65 процентов всех, импортируемых в Россию.
Москва и жители других богатых мегаполисов, возможно, могут обойтись и теми, что дороже, а вот для российских регионов стоимость овощей и фруктов вопрос острый.
Не найдя на прилавках обозначенных, как турецкие овощи и фрукты, мы начали искать ответ: почему их там нет? И выяснилось, что ещё в первые дни августа, за неделю до встречи президентов двух стран в северной столице России, в Турцию отправилась группа специалистов Россельхознадзора с целью оценить возможность отмены ограничений на ввоз в Россию растениеводческой продукции. Но по выводу, сделанному в интервью корреспонденту ТАСС по результатам поездки, представителем ведомства Юлией Мелано, становится понятно, что ни турецким фермерам, ни потребителям в российских регионах пока ничего «не светит». «Визит показал неподготовленность компетентных органов Турции в части знания и понимания фитосанитарных требований России. Специалисты Турции не знакомы или не владеют знаниями о карантинных для России организмах», – заявила Мелано.
Возникает ещё два вопроса. А как же ещё недавно мы употребляли в пищу турецкие плоды: более 65 процентов всех томатов на российском рынке, более 34 процентов всех импортируемых мандаринов, почти 25 процентов свежих огурцов до 50 процентов винограда (по данным оперативного экономического мониторинга РАНХиГС) и других овощей и фруктов, если турки ничего не знали и не знают о фитосанитарных нормах в России? И второй: «Неужели они (турки) не хотят знать этих правил, но по-прежнему хотят отправлять в Россию свою продукцию?
Ответ на эти вопросы может быть один, а, может, быть несколько. Далеко не всем в России пришлась по душе новость об отмене ограничений на ввоз турецкой продукции. Особенно недовольными могут быть российские сельхозпроизводители: только они вложились средствами в выращивание овощей, заняли опустевшую турецкую нишу на российских прилавках, как теперь им могут порекомендовать отдать это место. Да и иностранные поставщики, которые заменили своей продукцией попавшие под санкции турецкие овощи, тоже вынуждены будут потесниться, либо вовсе оставить российский рынок. Тут невольно начнёшь сопротивляться и искать пути нейтрализовать конкурента. К сожалению, пока у нас чаще срабатывает именно такой принцип: нейтрализовать любой ценой. Хотя есть и иной путь: снижать себестоимость своей продукции, завышенные проценты маржи, повышать объёмы производства и улучшать вкусовые качества, чтобы выигрывать конкуренцию.
Но простым-то гражданам все эти тревоги производителей не интересны – нам нужно одно: дешёвые и вкусные, выращенные под естественным солнцем, продукты.
Если можете предоставить такие сами – делайте это, а не продавайте нам втридорога. А то у нас получается теперь как в загадке: «зимой и летом одним цветом», то есть в одну цену. Да, процесс импортозамещения работает, пусть частично. Овощи и фрукты выращиваем – но продолжает поражать уровень цен, который держится на продукцию сельского хозяйства в российских областях. Причём, даже там, где её выращивают. На юге стоимость местных яблок доходит до 100 рублей за кило, томаты – 60-80 рублей, арбузы -… И это в горячий летний уборочный сезон! Чего ждать тогда потребителям на севере и северо-западе? Да у нас тут наши северные кислые, зелёные яблоки продают по 20 рублей. И почему тогда у вас, выращенные в огромных количествах на благодатных почвах юга, которые ещё никуда не везли, а продают на местных рынках – по 100 рублей? И, что будет осенью и зимой, когда цены сезонно вырастут, когда вмешается ещё и дорогая импортная продукция? Хотя ещё много тех граждан, которые помнят времена, когда на юге летом и осенью фрукты и овощи стоили сущие копейки – и это было выгодно всем. Отдыхающие возвращались на поездах и авто с юга, везя с собой десятки килограммов отечественных персиков, абрикосов, груш, слив, яблок. Самым дефицитным товаром тогда были деревянные ящики с ручками для перевозки фруктов.
Значит, можно обеспечить в России недорогую продукцию, и все разговоры о том, что в процесс ценообразования сейчас вмешивается одно, другое, третье – это всё от лукавого…
Поэтому правы те специалисты, которые считают, что возвращение турецкой продукции могло бы привести к усилению конкуренции и замедлению роста цен и необоснованно высокой стоимости традиционных овощей и фруктов.
И другое: если от турецких производителей требуют соответствия продукции, то почему это быстро не сделать? Надеяться на то, что Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились и теперь турецкие фермеры вернутся на российский рынок как победители – опрометчиво. Турки должны и сами побеспокоиться о своей продукции. Это будет сделать сложно, потому что сегодняшние игроки на российском плодоовощном рынке так просто свои места не отдадут, даже несмотря на то: дал отмашку на это Путин или нет... С другой стороны, почему не помочь турецким фермерам советом и делом, чтобы они скорее вписались в борьбу за снижение цен на российских рынках?
Именно это должно быть интересно обеспечивающим торговый процесс ведомствам, а не способы как нейтрализовать конкурента.
Пока ясно одно: турецким поставщикам овощей и фруктов будет очень непросто вернуться на российский рынок в тех же объемах продукции, как и раньше. Но они это будут делать. Но и российским сельхозпроизводителям предстоит побороться за свое место «под солнцем». И от этой борьбы должны выиграть именно простые покупатели. Хоть и не так быстро, как хочется.
Единственное на сегодняшний день утешающее и вселяющее надежду простому покупателю известие то, что на границах России в партиях фруктов и овощей, идущих из Беларуси, вдруг перестали обнаруживать те, которые своим происхождением напоминают турецкие... А это уже определённый знак потепления отношений и вероятно, снижения цен на рынках.
Александр ВАСНЕЦОВ,
«Пессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: