К чему может привести рыбное изобилие? Наш корреспондент передаёт из Риги
Когда входишь в рыбный павильон Центрального рижского рынка, кажется, попал в рыбный рай, такой здесь богатый выбор: на любой вкус и цвет. Настоящее изобилие. Но рыбаки и переработчики рыбы из Латвии не перестают питать надежды на открытие российского рынка.
Как известно поставки рыбы из Латвии и Эстонии запрещены в рамках продовольственного эмбарго, введенного Россией в августе 2014 года и продленного еще на год. А с 4 июня 2015 года «Россельхознадзор» запретил ввоз рыбы и рыбных консервов из Латвии и Эстонии - причиной стали выявленные нарушения ветеринарно-санитарных требований. Но в среде латвийских рыбаков продолжают упорно ходить слухи, что вскоре для латвийской рыбной продукции российские двери распахнутся.
Вот и в рыбных рядах Центрального рижского рынка всезнающие продавцы поделились такими же ожиданиями. «Рыбацкие артели и переработчики во многом ориентировались на российских покупателей, но вот уже полтора года идут существенные убытки, - делится с нами одна из продавцов. - Здесь, на Центральном рынке Риги расчёт, конечно, больше на рижан и розничную продажу, но знаю, что оптовые склады забиты». Нынешние слова продавца и раньше были озвучены специалистами. Так журналист латвийского издания Diena Алена Зандере в своей статье от 22 декабря минувшего года приводит слова одного из рыбопромышленников, Андриса Бите, которые характеризуют ситуацию затаваривания, в какую попали латвийские рыбаки и переработчики: «у многих предприятий не было мотивации искать новые рынки сбыта. Производственные мощности были загружены, у людей была работа, уплачивались налоги, поступала прибыль».
Закрытие российского рынка совпало и с тревожными обстоятельствами в других странах, куда в прошлые годы поставлялась рыба и рыбная продукция от латвийских рыбаков. Тот же Андрис Бите в статье в Diena уточняет: «с Украиной все практически остановилось, потому что там наступил ад, и ни у кого нет денег. В Средней Азии объемы реализации резко сократились - как только девальвировалась валюты, все импортные товары подорожали».
Пока мало кто может спрогнозировать, к каким последствиям может привести затоваривание рыбного рынка в Латвии. Ведь по рыночным механизмам, розничные цены в период рыбного изобилия должны были упасть. Но цифры на ценниках говорят об обратном.
Есть попытки искать новые рынки сбыта, в том числе, выходить на китайских покупателей. Уже около двух десятков предприятий получили такую возможность. Но китайский рынок отнюдь не станет лёгким, у китайцев слишком много предложений из разных стран, чтобы брать в расчёт только латвийскую рыбу. Точно так же поведут себя и другие рынки: американский, канадский, польский, на которые пытаются выйти латвийские рыбаки. В этих и других странах и своих ловцов хватает. Так польские рыбаки из города Дивнов, когда мы с ними затронули намерения соседей по балтийскому побережью, были откровенно удивлены такими планами. А в мире ведь есть ещё норвежцы, исландцы, шведы, датчане и многие другие, кто ловят и продают рыбу в разные страны.
Можно, конечно, попытаться заготавливать рыбу впрок, в ожидании лучших времён: вялить, солить, замораживать, перерабатывать…
Например, увеличить производство знаменитых когда-то рыбных консервов, в том числе, шпрот. Но запрет, действующий на поставку консервов в Россию, и здесь сведёт все усилия на «ноль» - продукцию всё равно нужно куда-то продавать, иначе ни складов не хватит, ни средств на их производство. Хотя подземные тоннели Центрального рижского рынка, построенные в момент строительства всего комплекса, именно как склады и хранилища, могут вместить довольно большие запасы консервированного продукта. Тут и сейчас продолжают рыбу засаливать и вялить – близко от торговых рядов, всегда можно использовать для этого непроданную продукцию.
Есть предложения и кардинально поменять направленность рыбопереработывающих линий с изготовления шпрот, и переработки кильки и салаки, на консервирование сардин, учитывая, якобы, набирающую популярность этого вида консервированной рыбы в странах Европы и США. Но пристрастие к сардинам как пришло, так может и уйти, а вот любовь к шпротам останется. И, переоснастив производство на сардины, можно влипнуть в ещё более непредсказуемые последствия. Большинство специалистов отрасли, конечно, должны понимать, и понимают, что единственный надёжный и стабильный вариант для латвийской рыбы и продукции переработки – это поставки в Россию. Только шпротов «в Россию латвийские рыбопромышленники экспортируют примерно 50% продукции на общую сумму 100 миллионов евро в год», - приводит данные telegraf.lv. Вернее экспортировали до введения российского запрета на ввоз латвийской продукции.
Именно поэтому поиск вариантов для возобновления поставок рыбопродукции из Латвии в России идёт весьма интенсивно.
Ресурс agronews.ru со ссылкой на латвийский портал DELFI от 12 января нынешнего года пишет: «Переписка Продовольственно-ветеринарной службы (ПВС) Латвии с Российской службой ветеринарного и фитосанитарного надзора «Россельхознадзором» об отмене запрета на импорт в Россию рыбы и рыбопродукции продолжается, но пока безрезультатно, признал в разговоре с журналистами министр земледелия Янис Дуклавс».
А пока границы закрыты, пока идёт почти лихорадочный поиск, альтернативных российскому рынков, а на рыбных прилавках Центрального рижского рынка скапливается рыба, Латвия, по-видимому, продолжает терять саму отрасль. Несколько предприятий, в том числе, такое крупное, как Вентспилсский рыбоконсервный комбинат, по сообщениям прессы вынуждены были остановить производство и уволить большую часть работников. Более того, под различными предлогами в Латвии начинают резать на металлолом рыболовецкие суда. Потери в отрасли действительно могут стать фатальными, после которых, возобновить производство будет весьма проблематично. Да и европейские мощные корпорации, имеющие свои лобби в Брюсселе, вряд ли захотят возвращать на рынок ещё одного игрока, пусть даже такого опытного и авторитетного, как рыбаки и переработчики из Латвии. Конкурентам латвийской рыбной отрасли всё происходящее, как ни крути, только «на руку» - закон капиталистического рынка. И тогда ценники на рыбу на прилавках Центрального рижского рынка станут ещё выше, чем сейчас.
У латвийских рыбопромышленников по-прежнему остаётся один вариант благополучного исхода, уговаривать ведомства своей страны вести переписку с российскими коллегами на снятие всех запретов на поставку. Но тут уже будет вмешиваться политика. Решат ли латвийские политики, что рыбная отрасль нужна для страны, или смогут пожертвовать ею – зависит, видимо, только от них самих.
Чтобы читатели в разных регионах смогли сравнить, в том числе, цены на рыбу и продукцию переработки,мы специально попросили нашего корреспондента дать больше фотосниимков из Центрального рынка Риги. Приглашаем на прогулку по рыбному изобилию:
Александр ВАСНЕЦОВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: