Интернет-газета. Псков
16+

Как не попасть в ловушку фейковых новостей

12 декабря 2023 г.

О фейках, или недостоверной информации, сейчас говорят много совершенно с разных трибун во всём мире. Как ни форум, так через один в программе стоит семинар или круглый стол с дискуссией по защите от фейковой информации. Но сам поток меньше не становится, наоборот, фейки появляются более качественные, как бы странно это сочетание ни звучало…

Иллюстрация из архива газеты

Естественно, чтобы проникать в мозг к людям, которых всё время предупреждают об опасностях такой ложной информации, фейки и их исполнители тоже совершенствуются. Это можно наблюдать даже по умению использовать фейковую конструкцию телефонными мошенниками – сколько граждан ни предупреждай, они всё равно ведутся на новые и старые уловки.  

На Западе почему-то считают, что первым, кто широко использовал слово «фейковые новости», был бывший президент США Дональд Трамп в своих критических репликах в Твиттере в адрес американских медиаредакций. Хотя о недостоверной информации, которая появляется и в СМИ, и в интернете, говорили значительно раньше. А сами фейки в ранге распространяемой информации вообще имеют корни, уходящие в глубокую историю. Просто они имели другие названия – слухи, дезинформация и пр. Информация всегда была инструментом, который намеренно с тем или иным успехом использовался в различных ситуациях. Мы можем выделять фейки как преднамеренно ложную информацию, используемую для дезинформации или манипулирования. А также как ложную информацию, распространяемую случайно, без намерения причинить вред. Есть ещё та ложная информация, которую распространяет вторичные потребители, каких в обществе большинство – те, кто, услышав что-то из какого-либо источника, распространяют полученную инфу среди своих соседей, друзей, коллег, попутчиков, не задумываясь, что могут распространять фейковое сообщение. И тем более мало кто думает заняться проверкой того, что рассказывает.  

Появившееся множество каналов получения человеком информации нарушило сложившуюся за ХХ век информационную структуру. Некогда традиционные каналы: радио, телевидение, печатные СМИ, и даже присоединившиеся к ним в нынешнем столетии онлайн-издания уже не так актуальны, потому что все они ищут пути к людям через интернет. Но там же информационный контент производят почти все пользователи – даже дети, имеющие свои аккаунты в соцсетях. А учитывая, что большинство СМИ на этой площадке, чтобы победить конкурентов в гонке, должны бороться за скорость распространения сообщений и сенсационность, очень часто это делается без траты времени на проверку информации, поскольку это существенно тормозит и удорожает процесс. Получается, что фейков сегодня можно ждать от всех граждан, размещающих что-то у себя на странице, и от медиаканалов, и тем более от блогеров. И если молодых журналистов хотя бы пытаются обучать, как проверять информацию на достоверность и главное – самим давать правдивые сообщения, то остальных граждан, в том числе блогеров, создающих, передающих и распространяющих контент, этому никто не учит, и никакой ответственности за это они вообще не несут. И теперь представьте, какой это поток…    

Но сегодня нарисовалась ещё одна тревожная реальность, которую уже назвали «новым оружием дезинформации» - резкий прогресс возможностей искусственного интеллекта, который принято звать ИИ. Эта непонятная, неосязаемая, невидимая субстанция начала реально решать судьбы людей – фейковые фотографии, аудио- и видеозаписи, созданные ИИ и выброшенные в общественное пространство, уже вмешиваются не только в семейные конфликты, но даже в избирательные кампании, разрушая самые честные намерения кандидатов. Эти синтетически созданные фейки не только значительно увеличат количество ложной информации, но и в разы повысят её эффективность. Противостоять этому будет чрезвычайно сложно. Но разбираться во всём фейковом девятом вале всё равно придётся.

Интернет, как известно, стёр границы в пространстве. А ИИ сотрёт все представления о приличиях. Эти обстоятельства плюс изобилие «разносчиков» информации могут превратить мир в хаос. А учитывая, что социальные сети пронизывают сегодня практически все уголки жизни, даже глубоко интимные, то информация, распространяемая через них, может разлетаться мгновенно и проникать до любого уровня человеческого обитания. И пойди разберись, где правда, а где инфоксы, то есть фейковые новости, которые транслируются в социальных сетях и других медиа. Всё это может реально разрушить мир, если… у людей не будет двух барьеров против такой глобальной атаки фейков: медиаобразования и критического чутья – это единственные виды интеллектуального оружия защиты.

О медиаобразовании некоторые специалисты говорят давно. Ещё лет 10-12 назад лично предлагал руководству комитета по образованию Псковской области ввести хотя бы в качестве эксперимента программу для средних и старших классов школы. Но чиновникам тогда эта проблема не казалась актуальной. Хотя если бы её запустили тогда, сегодня уже целое поколение псковской молодёжи разбиралось бы не только в том, где и как получать достоверную информацию, но и как её правильно анализировать. А, значит, смогли бы настроить свой личный датчик критического чутья.

Интересно, что сдерживает влияние фейков на граждан очень необычный эффект. Он же, кстати, может нивелировать активность ИИ в этом направлении. Это явление сегодня охватило довольно большую часть общества – острое неприятие информации, исходящей от традиционных медиа, телевидения, от соцсетей. Часть граждан вообще не смотрят новостные программы, а другие и вообще забыли, что такое телевизор и новостные ленты. Причина одна – информация оттуда чрезвычайно тревожит, беспокоит, и, повторяющаяся раз за разом, подталкивает людей к одному - перекрыть поток этого информационного шума, завернув вентиль, пропускающий поток лишь в одну сторону – к головам людей.

И ещё интересная деталь: завернув кран с информационным шумом, чтобы понять, что происходит вокруг, люди стали чаще обращаться, в том числе напрямую или на личные страницы к опытным журналистам и авторам, которых знают, которые реальны и кто может спокойно объяснить, подсказать решение, а не добавить очередную порцию беспокойства.

Из позитивной реакции общества на давление информационного шума на мозг можно отметить также усилившееся обращение людей к традиционным книгам. В Европе уже ощутим этот разворот – там значительно увеличили обороты книжные ярмарки. Например, одна из самых известных и крупных - Brive Book Fair в этом году на 14% превысила свой рекорд, установленный в 2022 году. На нынешнюю ярмарку собрались около 400 авторов, в том числе обладатель Гонкуровской премии этого года Жан-Батист Андреа, получивший награду за роман «Относитесь к ней внимательно». Писателей пришли послушать десятки тысяч читателей. Было продано более 70 тысяч книг - это на 10 тысяч больше, чем в прошлом году. В результате таких цифр Le Figaro даже пошутила: «Доказательства, если таковые были необходимы, что в стране жира есть место серому веществу».

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Блогерство признали как профессию

«Это другой мир», но они его не увидят

В России всплеск интереса к тем, кто может создавать авторские тексты

926 просмотров.
Теги: Медиа

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу