Интернет-газета. Псков
16+

ЕГЭ будут сдавать не все — только те, кто соберётся поступать в вуз

18 января 2021 г.

15 января министр просвещения Сергей Кравцов провел брифинг о работе системы общего образования в условиях пандемии коронавирусной инфекции. С понедельника, 18 января, школы всех субъектов РФ начинают работать в обычном режиме, возобновляя традиционный очный процесс, кроме 10 образовательных учреждений, закрытых на карантин. Требования Роспотребнадзора - термометрия, регулярное проветривание классов и дезинфекция поверхностей - по-прежнему обязательны к исполнению, это условие для работы в «очном» формате. Итоговые сочинение и изложение, которые являются для одиннадцатиклассников допуском к ЕГЭ, пройдут в середине апреля. Тем не менее, изменения в организации учебного процесса в 2021 году намечаются - и серьёзные.

Халява, приди!

В середине апреля выпускники напишут итоговое сочинение и изложение, обязательные для допуска к государственной итоговой аттестации. В конце мая начнутся выпускные экзамены. В Минпросвещения принято решение отменить ЕГЭ для тех, кто не собирается поступать в вуз. В целях эпидбезопасности этим школьникам в конце мая организуют «упрощённое» испытание — вместо Единого государственного экзамена они будут сдавать государственный выпускной экзамен по двум предметам: русскому языку и математике. 

Планирующим поступление в вузы для получения аттестата достаточно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку, а также по тем предметам, которые будут необходимы для поступления. ЕГЭ по математике базового уровня проводиться не будет — этот экзамен отменен.

9-е классы в мае будут сдавать ОГЭ только по двум основным предметам – русскому и математике, а также напишут контрольную работу по одному выбранному предмету. Два ОГЭ по выбору, ранее обязательные, отменены.

Как долго будут оценивать знания выпускников по новым правилам, Кравцов не уточнил, и только ли в этом учебном году ЕГЭ не будет или его отменят насовсем, пока неясно.

Солнце вращается вокруг Земли?

Против системы тестирования не так давно высказался депутат Максим Зайцев, предложивший заменить неперспективную, по его мнению, систему тестирования, новой «формулой»: «когда при подготовке к поступлению в вузы мы будем смотреть, первое, на интеллект, второе, на таланты, третье, на уникальность. Что касается натаскивания: если преподаватели будут давать ученикам знания, умения и опыт, а не говорить о том, что где-то нужно поставить крестик, то предлагаемую систему мы считаем наиболее перспективной», — пояснил Максим Зайцев.

Надеяться, что описанный депутатом механизм оценки знаний вовзращением к советской системе образования, приходится едва ли. Хотя именно к ней призывали вернуться ещё два года назад в руководстве Академии наук. В разговоре с журналистами Глава академии наук Александр Сергеев вспоминал свои экзамены, когда «учитель пытался проверить, понимает ли школьник предмет, просил высказываться о возникающих ассоциациях, предлагать разные варианты решения той или иной задачи. И по результатам этого ставились оценки», — рассказал учёный (цитата: Рамблер). 

Экс-главы академии наук, директор Объединенного института высоких температур РАН Владимир Фортов на простом примере показывает, насколько серьёзно упал уровень образования в стране. «Приблизительно две трети нашего населения считают, что Солнце ходит вокруг Земли, а не Земля вокруг Солнца. Я недавно слышал оценку, по которой треть школьников считают, что электрон намного больше атома. Это чудовищная ситуация и она должна быть исправлена. Я не думаю, что ЕГЭ — это движение в правильном направлении. Я не думаю, что, глядя на бумажки, которые выглядят как заполненные квадратики, можно выбрать талантливого человека», - цитирует Фортова Рамблер. 

Теперь, когда на высших уровнях власти заговорили об отмене ЕГЭ, вроде бы надо строить оптимистичные прогнозы: возродим систему образования, науку, будем растить грамотных специалистов. Но новые стандарты образования, похоже, совсем не про это.

Цифровые новшества в образовании

Министр Кравцова, выступая на брифинге, напомнил о скором внедрении в школах цифрового портфолио, или цифровой биографии ученика. Данные об успеваемости, поведении, результатах экзаменов и др. за весь период обучения будут сохраняться и обрабатываться нейросетью, которая и сформирует «персональную траекторию развития». То есть на основе анализа искусственным интеллектом цифрового портфолио учащегося будет приниматься решение о приёме гражданина в вуз или на работу.

«Мы планируем внедрить механизм корректировки успешности школьника по анализу его «цифровой биографии». Пройденные уроки, отметки, глубина изучения тем, сложность выполненных заданий, результаты ГИА, олимпиад, чемпионатов WorldSkills – вся эта информация будет собираться и анализироваться. Анализ больших данных позволит школе построить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика, оценить эффективность своей программы, и в случае необходимости скорректировать ее. Школьнику в автоматическом режиме будут предлагаться материалы для восполнения пробелов в знаниях или для углубленного изучения. То есть внедрение цифровых технологий позволит сделать образовательный процесс более индивидуальным. А значит – эффективным»,- пояснил Кравцов «Российской газете».

Если эксперимент с внедрением в российские школы цифровой образовательной среды пройдёт успешно, как рассчитывают сторонники подобных реформ, экзамены могут отменить совсем — за ненадобностью. Зачем, когда современные технологии будут работать на сбор информации о школьнике в течение всех лет его обучения, которое завершится написанием итоговой контрольной работы, и только.

Исаак Калина, президент Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Министерства просвещения, рисует перспективу нового подхода. С его слов, отмена ЕГЭ — шанс для школьников больше времени уделять саморазвитию, заниматься творчеством: «В течение всего периода обучения школьники и учителя не будут работать только с одной единственной целью – получить высокий итоговый балл. Вместо этого они будут уделять больше сил и внимания планомерной работе над собой, развитию поведенческих и творческих навыков», – цитирует Калину РИА «Катюша». 

Цифровое портфолио вводится вслед за электронными дневниками и журналами, которые ещё несколько лет назад декларировались исключительно как дополнительная услуга, которая предлагается для удобства родителей. Использовать сервис или нет, поначалу было делом добровольным, а теперь без него процесс обучения невозможен в принципе.

Понятно, что есть опасения по поводу внедрения цифрового портфолио — отказаться от него, похоже, будет нельзя. «Фактически строится система электронного управления обучающимися, причем на базе ЕСИА и портала госуслуг, в которой сверхорганизация-оператор будет собирать данные/информацию об «участниках образовательных отношений» буквально из всех возможных источников, в том числе с применением межведомственного взаимодействия, отслеживая каждый шаг ребенка при использовании любых электронных платформ», пишет РИА Катюша. http://katyusha.org/view?id=15894 И родителям снова придётся соглашаться с передачей данных ребёнка третьим лицам — ради возможности его дальнейшего профессионального обучения.

Кроме отмены экзаменов в привычной форме, кроме сбора данных об учащихся, Минпросвещения планирует и другие нововведения — например, отмену бумажных аттестов и дальнейшее продвижение онлайн-образования. Хотя пока, по словам министра Кравцова, у родителей есть право выбирать, как будет учиться их ребенок — очно или из дома.

Кирилл ГРАДОВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также:

У 80% школьников в результате изоляции и дистанционной формы обучения проявились неблагополучные психические реакции

Детство в России будет ещё короче

Группа риска с ранцами. Вы своего ребёнка одного до школы отпускаете?

983 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу