Интернет-газета. Псков
16+

Европа попала в турецкий капкан и сможет ли она оттуда выбраться?

20 июля 2016 г.

В штаб-квартирах руководящих институтов Евросоюза царит оцепенение. Такое ощущение, что политики в Брюсселе вообще не понимают, что происходит: сначала референдум о выходе Великобритании из «дружной» семьи европейских стран, теперь попытка переворота в Турции. И то, и другое несёт не просто ожидание перемен, а напряжённое понимание того, что надо ждать чего-то нового. А вот чего – пока мало кто понимает. Кроме, разве что ясновидящих и политических провидцев. Причём, брексит – демарш Великобритании, занимает внимание Брюсселя уже значительно меньше. Куда больше неожиданностей нужно ждать от Турции.

Daily Mail уже написала, что неудавшийся военный переворот в Турции может привести к новой волне мигрантов. И этим журналисты озвучили один из «страшных» сценариев, развития которого очень опасается Евросоюз. Ещё весной, когда ЕС только пошло на заключение специального соглашения между Брюсселем и Анкарой, по которому нелегальных мигрантов, попадающих в Грецию, должны отправлять вместо центральных стран ЕС - в Турцию, среди высших европейских депутатов и чиновников не было единогласного мнения по этому вопросу.

Депутат парламента Италии Лаура Болдрини высказывалась, что соглашение по обмену беженцев с Турцией – это огромное тёмное пятно на репутации ЕС. К тому же последствия заключения соглашения,  по её мнению, больно ударят именно по Италии. Болдрини реально опасалась, что из-за подписанного тогда соглашения с Турцией потоки беженцев перекинутся с Балкан на Италию. За минувшие месяцы первого полугодия 2016 года в Италию уже прибыло беженцев больше, чем за аналогичный период прошлого года. К тому же в подписанном несколько месяцев назад документе отсутствует ряд пунктов, необходимых для соблюдения прав человека в отношении прибывающих беженцев. В связи с чем, Италия предпринимала попытки по включению необходимых статей в документ. Но в этом случае, по мнению итальянского политика, Турция не сможет обеспечить соответствующие стандарты пребывания беженцев, прозрачность их нахождения в Турции.

«Это решение, которое вряд ли будет работать. Оно уже оставило пятно на репутации ЕС, как континента прав человека. Я никогда даже не думала, что можно будет дойти до такого предела», - заявляла Болдрини корреспонденту государственной радиостанции IsoRadio.

Соглашение между ЕС и Турцией по ограничению числа беженцев, въезжающих в ЕС через проникновение на греческие острова, вступило в силу 20 марта. И всё это не просто так: Анкара должна получить от Брюсселя финансирование целевых проектов по поддержке иммигрантов на сумму в 6 миллиардов евро. И самое главное, в результате должен был возобновиться процесс отмены визового режима для граждан Турции, едущих в ЕС, а в дальнейшем - ускоренное вступление Турции в ЕС. Заработал механизм обмена 4 апреля 2016 года. И уже в начале мая Еврокомиссия решила отменить визовые ограничения для турецких граждан, однако, нарушил эти планы отказ Турции изменить антитеррористическое законодательство, как одно из обязательных условий соглашения. В результате с отменой виз ничего не вышло.

Теперь, после переворота, который всё чаще и чаще в разных кругах стали называть «странным», всё может и вовсе изменится. Насколько теперь будет соблюдаться этот хитроумный механизм с обменом мигрантами? И что теперь будет делать Европейский союз?

Чего ждать?

То, что в ЕС должны будут повести себя с Турцией по-другому, если репрессии после путча 16 июля там примут фатальный характер – это ясно. Особенно, если намерения вернуть смертную казнь будут исполнены на законодательном уровне. Сам президент Реджеп Тайип Эрдоган высказывается за её возвращение, якобы это продиктовано требованиями народа. В Брюсселе в ответ уже заявили, что «ни одно из государств-членов СЕ не имеет права применять смертную казнь», - так высказался генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. Заострила на этом внимание и верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини: «Мы по-прежнему считаем Турцию партнером и с дружественной позиции наблюдаем за происходящим сейчас в стране. Меня особенно тревожат новости, которые приходят из Турции в эти часы. Нас беспокоит большое количество арестов и, конечно, число жертв. Но Турция сама должна решать, хочет она оставаться страной – кандидатом в ЕС или нет», - транслируют её слова vesti.ru 

В любом случае после этого переворота в Турции, именно ЕС оказался в сложной ситуации и перед непростым выбором. 

Турция вернёт смертную казнь и продолжит репрессии – в стране уже арестованы больше девяти тысяч граждан разных слоёв и профессий. И в Брюсселе должны будут либо с этим смириться, закрыть глаза на происходящее, и продолжить договорённости с Турцией, либо воспротивиться и получить на свои территории миллионы новых мигрантов, ведь в Турции уже скопилось 2 млн 700 тысяч только сирийских беженцев. Есть ещё третий вариант, который могут рассмотреть в Брюсселе – возможно, самый разумный - пойти на резкое и полное сближение с Россией по вопросу быстрейшего урегулирования общей ситуации в Сирии и Ираке и других горячих точках региона. То есть, активно войти в коалицию против ИГИЛ (организации, запрещённой на территории России). Но при этом явно придётся отдалиться от США - что тоже очень непросто.

Какую позицию займёт Брюссель – мы увидим уже в ближайшее время. В любом случае, Европа оказалась в худшем положении, чем Турция. Сейчас Стамбул может потерять только возможность безвизвого въезда в ЕС для своих граждан. Хотя, настрой большинства турецкого общества сейчас на такой высокой волне патриотизма, что эта мера ни на что не повлияет. А вот ЕС вдруг оказалась в ситуации, на шахматном языке называемой «шах». И мигранты в этой партии играют роль вовсе не пешек, а скорее ферзя. Можно назвать это и капканом, но поставленным очень умелой рукой.

Александр ВАСНЕЦОВ

«Прессапарте»/ Pressaparte.ru

3337 просмотров.
Теги: Мигранты

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу