Интернет-газета. Псков
16+

Стань Шерлоком, или Куда податься творческому человеку в небольшом городе

15 марта 2017 г.

Когда некуда пойти - сотвори работу сам

 

Фото Игоря Докучаева

В нашем регионе с работой для творческих людей всё, мягко говоря, не очень. Заходишь на сайты популярных рекрутинговых агентств и обнаруживаешь, что работодателям нужны кассиры, продавцы, грузчики, водители, менеджеры, вахтовые «энтузиасты». В разделах «искусство» и «творчество» обычно присутствуют лишь вакансии «сотрудник в детcкую комнату AngryBirds» или «блоггер-фотограф». Начинаешь читать смысл вакансий и понимаешь, что это с творчеством не очень-то и связано. А может, так и должно быть. Ведь поистине творческая личность сама должна искать выход своему потенциалу. Почему кто-то (государство, администрация города, частный предприниматель) должны обеспечивать людей искусства рабочими местами? Подумав, понимаешь, что это просто невыгодно. Взять, например, профессию журналиста в Пскове. Объявлений о наборе в открытом доступе почти никогда нет, потому что и надобности нет. Уж очень сфера конкурентная и забита донельзя. Наверное, и кумовства там хватает.

Стань Шерлоком Холмсом, думай

Впрочем, посмотрим на ситуацию с другой стороны. Профессия журналиста довольно специфична и требует определённых навыков и сноровки. Абы кого с улицы брать нельзя. Тут нужны люди, понимающие смысл профессии. Пример из жизни. Один мой знакомый закончил ПсковГУ, сходил в армию, но там не остался. После возвращения понимает, что нужно на что-то жить. Предположим, что на работу в «Пятёрочке» и «Магните» у него была аллергия. Благодаря специфике полученного образования решил попробовать устроиться в одно из псковских СМИ. Месячная стажировка, скучная работа, но вуаля – сотрудник псковского СМИ с зарплатой более 15 тысяч рублей. А что он сделал? Пришёл, выразил желание «пахать», показал себя и получил место. По сути, творчески подошёл к делу. Не ждал, как манны небесной, объявлений о поиске журналистов, а просто взял ситуацию в свои руки.

Сам себе «дядя»

Оставим моего знакомого в покое и продвинемся дальше. «Никто никому ничего не должен» – хорошая фраза, которую можно применять по отношению к рабочему рынку в целом, а к местному «базару» и людям творческих профессий - тем более. Зачем работать на «дядю», если можно работать на себя. Оформить документы и стать индивидуальным предпринимателем. В наше время это может сделать почти каждый. Довольно неплохой вариант для людей с творческим складом ума. Чтобы мои слова не казались такими громогласными, я просто обязан рассказать об очередном знакомом.

Александр ПАВЛОВ – индивидуальный предприниматель, создатель и директор школы танцев. После 9 класса ушёл из школы для обучения в Псковском сельскохозяйственном техникуме (ныне Псковский агротехнический колледж). Получал он там образование по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт». При этом Александр совмещал учёбу со своим хобби – танцами, которыми он увлекался с 2008 года. Окончив учебное заведение, наш герой оказался перед вопросом, что делать дальше. Пошёл работать в банк, затем на должность бухгалтера в одну из частных фирм. Но такая жизнь оказалась ему не мила. Александр решил бросить работу и попробовать себя в собственном деле: захотелось открыть школу танцев. Став индивидуальным предпринимателем, начал думать над тем, как осуществить свою мечту. Были проблемы с помещением и преподавателями. Откуда брать деньги на это? В итоге благодаря усилиям ему всё удалось. В данный момент его школа танцев - одна из крупных в Пскове и Псковской области, где обучаются более 300 человек по 12 направлениям танца. Помимо этого Александр является создателем и идеологом танцевального слёта SHOW YOUR DANCE, который уже пять раз собирал людей из разных городов от Санкт-Петербурга до Хабаровска. О проблемах творческих людей, специфике провинциального города и местном патриотизме мы и поговорили с Александром.

– Как ты считаешь, могут ли творческие люди в Пскове реализовать себя в полной мере?

– Творчество такая штука, что город не сильно влияет. Если ты рисуешь, то тебе нужен холст и краски, если ты занимаешься горными лыжами – тебе нужны горы. Всё зависит от ситуации. Творчество можно везде найти и везде реализовать.

– А каково тебе было реализоваться как человеку творческому на начальном этапе?

– Было сложно. Само собой, государство не предоставляет условий для развития творчества. У нас считается, что нужно много рабочих рук, а творчество должно быть на втором плане. То есть творчеством зарабатывать - считается не то чтобы неприемлемым, а неблагодарным делом. Именно поэтому, когда людям говоришь, что ты хочешь зарабатывать на жизнь творчеством, они думают, что это невозможно.

– Небольшой город в глубинке каким-то образом сковывает потенциал творческих людей?

– Да, если, как во Франции, людям заинтересованным, преподавателям творческих направлений создавать хорошие условия, то это всё расцветёт. Здесь важна политика государства, в первую очередь. В Пскове этого нет, поэтому людям творческим приходится как-то самим выкручиваться и искать возможности для заработка. Конечно, в большом городе больше возможностей, в малом – меньше.

– У тебя были моменты, когда хотелось переехать и заниматься этим в другом месте?

– Скорее были моменты, когда хотелось бросить творчество и работать в более прибыльном направлении. Творческое дело тяжело развивать. По поводу переезда, я такой человек, в котором играет местный патриотизм, что-ли... Нет такого желания куда-то переезжать. А если бы было – я бы уже уехал. Человек, который хочет уехать – берет и уезжает.

– Мог бы назвать три основных проблемы, которыми страдают творческие люди в Пскове?

– Во-первых, социальное давление, когда мама-папа говорят, что тебе твои танцы не нужны или когда друзья утверждают, что ты позанимаешься пару лет и придётся бросать. Вторая проблема – это финансовые барьеры. В первое время почти невозможно заработать на творчестве, чтобы полностью себя содержать, Третья проблема находится в области психологии. Когда встаёшь на какой-то творческий путь, нужно постоянно меняться. Когда на тебя «наваливаются» новые знакомства, информация, обязанности обычно у людей первое желание просто убежать. Мало кто может остаться и следовать по этому пути до конца. Многие думают, что лучше отступить назад и пойти работать кассиром, например.

Шероховатости жизни

Выходит, что социальное давление, финансовые барьеры и психологические комплексы – это тот Змей Горыныч, который выжигает у людей желание следовать своей мечте? Частично согласиться с этим можно. Однако горькая правда в том, что у этого Змея не три головы, как в известной сказке. «Жизненные обстоятельства» – некая абстрактная форма, которая может объединить громадный комплекс человеческих проблем. В данном случае меня интересуют жизненные обстоятельства, побуждающие даже сильных и целеустремлённых людей, переезжать, дабы найти выход своему творчеству в другом месте или бросить творческое дело с обещанием когда-нибудь в него «вернуться». А почему бы и нет? Ведь тот же олимпийский Мишка, улетевший в небо на церемонии закрытия Олимпиады-80, всё-таки помахал нам лапой спустя 34 года в Сочи. Может, и в нашем мире есть место счастливым моментам?

Не пока! А до свидания!

Иногда людям приходится покинуть место, чтобы заново туда вернуться. Наша следующая героиня именно из таких людей. Ольга ЛАЗАРЕВА переехала в Москву в поисках лучшей жизни с надеждой вернуться обратно. Окончила Псковский филиал Российской международной академии туризма по специальности «менеджер гостиничного и ресторанного бизнеса». Получила опыт работы администратором в одной из псковских гостиниц (в тот момент она ещё обучалась). На 1 курсе ей удалось поработать экскурсоводом. А далее Москва, где начала работать технологом-колористом, связав себя с автомобильной техникой. Так и произошло её знакомство с творчеством. Ольга стала заниматься аэрографией, создавая интересные рисунки на поверхностях машин и мотоциклов. О месте творческого человека, преимуществах больших городов над малыми и борьбе с унынием мы и поговорили.

– С чем конкретно было связано решение переехать из Пскова в другой город?

– Всё просто. Мне хотелось рисовать и развиваться. Я в принципе знаю людей, которые живут и развиваются как художники в Пскове, но они работают не на Псков. Мне лично пришлось искать выходы, так как у меня не было художественного образования. Если ты взрослый человек, не имеющий специального образовании в нашем городе, то ты просто стоишь и не знаешь куда пойти. У нас мало учреждений, которые готовы принять взрослого человека для обучения художественному искусству. Выходом для меня из такой ситуации оказалась аэрография. Во-первых, это средство заработка, во-вторых, я уже работала технологом с автомобилями и, в-третьих, мне автомобильная техника нравится.

– А почему твой выбор пал на Москву?

– Так вышло. Мне не очень хотелось переезжать туда. Для меня, как человека, не привыкшего к большим городам, это было сложное решение. Есть такое мнение, что Москва – не город, а место, куда люди приезжают решить какие-то свои дела. Я согласна с таким взглядом. Например, в Москве больше возможностей для заработка и поиска единомышленников. Люди в крупных городах готовы тебе помочь, научить чему-то.

 

В то время как в Пскове каждый мастер боится поделиться своими «секретами», так как опасается вырастить конкурента.

 

– Какие ключевые проблемы могут встать на пути творческого человека в Пскове?

– Скажу так, в Пскове люди не готовы платить за творчество и его результаты. Во-первых, многие этого не понимают, потому что это не что-то материальное. Во-вторых, нет должного уровня заработка у горожан, чтобы интересоваться отдельными видами творчествами, например, аэрографией. Это связано и с экономикой города. Псков по большей части ничего не производит, а только потребляет.

– Видишь какой-то выход из такой тупиковой ситуации с отсутствием потребителя?

– Здесь нужно подходить к проблеме аналитически. Если нет потребителя, то его нужно найти. Воспитывать потребителя слишком долго. Нужно работать с тем, что есть сейчас. Отсюда нужно создавать потребителя – пытаться разбудить людей, чтобы они «въехали» в какую-то конкретную культуру.

– Нет мыслей о том, чтобы переехать обратно в Псков?

– Есть много мыслей, чтобы вернуться и открыть какое-нибудь своё дело, творческое «предприятие». Пока деталей раскрывать не буду. Скажу лишь, что мне хочется что-то отдавать людям, чтобы они перестали просто сидеть на диване.

– Что бы ты могла посоветовать творческим людям, которые решили остаться в Пскове?

– Если ты родился творческой натурой в Пскове, то самое главное – попытайся найти единомышленников, людей которые смогут поддержать тебя. Кроме того, ты должен понять, какую нишу сможешь занять. Также ищи выходы на потребителей своего творчества. Самое главное – нужно двигаться!

Мысли на дорожку

Двигаемся дальше и постепенно переходим к заключению. Трудно сказать что-то конкретно, а приводить абстрактные рассуждения считаю неуместным. Поэтому лучшим вариантом будет оставить читателя наедине со своими мыслями. Я и сам сейчас сижу и думаю, как же быть «псковскому творцу»? Может, чего и придумаю для себя, но пока лишь смог только для вас донести что-то. Что вышло. А поставить многоточие хочется после такой заумной фразы:

«Компас живёт даже тогда, когда человек не знает, что это и как…».

Иван ЖУРАВКОВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может понравиться: 

Молодой инженер, как вымирающий вид

4793 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу