Константин Абабков вмешался в спор лириков и физиков
Балалаечник-виртуоз, экспериментатор в музыке, он уже не один год руководит самодеятельным коллективом, который незнакомые с Ансамблем «Сказ» зрители или коллеги по творчеству принимают исключительно как профессиональный. Но вывести самодеятельный любительский коллектив из среднего областного города России на высокий уровень, на большие профессиональные и фестивальные сцены, - это в современном творчестве удаётся очень немногим руководителям, это уже не просто харизма и упорство... Константин Абабков сегодня ещё и новый тип менеджера, управленца в сфере культуры, который понимает процессы, происходящие в этой системе, чувствует настроения людей, сам переживает за происходящее. И готов о многом говорить откровенно.
- От людей нет-нет, да раздаются голоса критики в адрес тех, кто делает различные культурные мероприятия в Пскове, мол, без выдумки подходят? Что на это скажете?
- Конечно, есть граждане из числа публики, кто жалуются на что-то, со стороны глядя, что, якобы, опять наши мероприятия одинаковые, как обычно…. Но никогда они не проходят одинаково, всегда по-разному и творческие силы используются разные. Другое дело, что у нас многочисленных профессиональных сил в городе нет – это факт. Поэтому проводятся большие праздники только своими силами: Дни Города, 9 мая – делаем в меру своих возможностей. Могли бы, конечно, делать лучше или хуже… Но мы непрофессиональными силами делаем профессиональные праздники. Это уже очень много.
- А как ты думаешь, на уровне региона, города – профессиональные коллективы нужны? Зачем нам в маленьких городах филармонии? Может, вовсе сделать ставку на любительские объединения?
- Филармонии занимаются своими задачами, у них есть свой план, должны они, к примеру, дать тринадцать концертов в месяц в райцентрах области – они выезжают и дают. А с самодеятельностью, с любителями очень сложно планировать выездную работу, да, и любые важные дела. Ты можешь запланировать, но тебе в любой момент могут сказать: «а мы не можем, у нас работа, у нас свои дела», или просто ответить: «не хотим», «не можем», «не будем». Я за профессионализм двумя руками.
Мне, например, с профессионалами проще работать, можно говорить на одном языке и друг друга хорошо понимать и не тратить кучу времени и сил только на объяснения.
В «Сказе» я поддерживаю работу на уровне профессионального коллектива и результаты видны хорошо. Мы часто куда-нибудь приезжаем с концертами, а нам говорят: «вы же профессиональный коллектив», а мы отвечаем: нет, мы любительский коллектив, люди приходят после основных работ и все вместе занимаются творчеством. Было бы в Пскове больше профессиональных коллективов, музыкантов, певцов, артистов – я бы с ними с удовольствием поработал.
- Как по-твоему - экономика всё-таки влияет на культуру? Не в Москве, не в Питере, а в регионах?
- Экономика всегда влияет на всё. Особенно в последние десятилетия и годы это чувствуется, и на нас всех сильно сказывается. Если экономика слабая, и на культуру выделяют остатки сил и средств, то результат понятен. Кто бы там что ни говорил, что средняя заработная плата приемлемая в регионах – но работники культуры получают мизерные деньги. Нам говорят, что мы фанаты своего дела, если этим занимаемся. И это значит, можем петь, танцевать, играть, рассказывать, показывать своё творчество бесплатно. Но от этого девиз: «А кто, если не мы», который нам часто приводят, как аргумент - срабатывает всё хуже и хуже. Экономика должна поддерживать людей, в культурном отношении в том числе, давать им возможности развиваться, идти вперёд.
А если средств ни на что не будет, опять мы будем затыкать все дыры энтузиастами и любительскими коллективами, то ничего хорошего не будет. На этом можно ехать, но короткий отрезок пути. И выступать бесплатно многим из нас, и мне в том числе, сложно, и не очень хочется, потому что не для того учились и столько сил и времени отдавали и отдают на подготовку, на профессиональное образование и рост, чтобы потом голодными выступать бесплатно. Я ни в коем случае не жалуюсь – мы даём определённое число концертов, которые должны дать, и сольные концерты тоже. Но хочется выходить уже и на высокий творческий уровень, а для этого нужно вкладывать деньги в подготовку коллектива, в его возможности, в оснащение: аппаратуру, инструменты, декорации, костюмы артистов, постановку новых произведений и т.д. А для этого надо выступать не бесплатно.
- Получается, что не всякая культура теперь нужна?
- Я в прошлом году ездил в Москву на очень интересные курсы, где были собраны, наверное, все самые лучшие силы народной культуры страны: руководители ансамблей и оркестров со всей России. Когда ехал туда, считал, что у нас народное творчество становится всё слабее, никому наше дело становится не нужным, и мы крутимся-вертимся сами в своей тарелке, иногда выполняя какие-то заказы муниципалитета. Приехав на курсы, понял, что народное направление в культуре очень сильно развивается, чего мы здесь в Пскове практически не видим.
Я понял, что профессиональных коллективов в стране много и люди хорошо работают, играют в ансамблях, в оркестрах народного направлениях – чего у нас, к сожалению, практически нет.
У нас, когда заканчивает выпускник колледж искусств – музыкант-домбрист, гусляр, балалаечник – куда ему идти работать? Только в музыкальные школы преподавать… Но артисты далеко не все хотят преподавать, не все умеют это делать, но при этом хорошо умеют исполнять музыку, и были бы хорошими ансамблистами, замечательными музыкантами – представляли бы Псков на высоком уровне. Я, как руководителю самодеятельного коллектива, беру этих людей к себе в ансамбль, чтобы они могли играть, ведь музыкантам это хочется делать, им необходима сцена, концерты, поездки на фестивали, на конкурсы. А иначе им идти некуда. И теряется весь интерес даже к учёбе этому.
- А почему сегодня сами музыканты редко создают небольшие группы и ансамбли, буквально единицы?
- Создавать небольшие самостоятельные коллективы и играть на каких-то мероприятиях – сейчас достаточно проблематично. Во-первых, люди в регионах не очень хотят тратить свои деньги и платить за музыку – музыкантам на этом не заработать на жизнь. Во-вторых, создать коллектив было бы с кем - хорошие опытные музыканты стараются уезжать отсюда, играют в Москве, Питере, в других городах, где они нужны - остаются в Пскове немногие, как, впрочем, специалисты и в остальных сферах жизни и деятельности. Все хорошие уже пристроены, играют, в том числе у нас в ансамбле.
- А сколько нужно денег, чтобы создать хотя бы маленький творческий коллектив? Дорогое это удовольствие?
- Чтобы создать коллектив, нужно, прежде всего, понять репертуарную базу: что играть, что петь, что танцевать, что показывать? И сразу, уже здесь, столкнёшься с массой проблем, потому что это кажется, что есть Интернет, можно массу чего-то найти. Но это всё пустое! Ничего толкового в Интернете не найдёшь, например, для нашего направления – это точно. Если какие-то профессиональные музыканты, композиторы что-то делают и пишут – всё это стоит больших денег. Да, можно самим придумывать, аранжировать произведения. Но нужно создать, и быть при этом профессиональным, ярким, энергичным, повсюду бегать, рекламировать и вокруг тебя будут почти такие же энтузиасты – это удача. Но и это лишь часть дела. Нужно ещё будет разработать и создать костюмы, купить инструменты, если это музыкальный коллектив. А каждый инструмент сегодня стоит немало – балалайки и домры, например, от 50 тысяч рублей и выше. Нужно ещё приобрести аппаратуру… Всё это выльется в очень большие деньги. В Ансамбле «Сказ» мы годами создавали свою базу и не останавливаемся до сих пор, постоянно что-то новое покупаем, шьём, заказываем. То есть, это дорогое удовольствие. А выступая «забесплатно», - таких выступлений можно найти много и без проблем – но в магазин пойти будет не с чем.
- Люди, которые заканчивают музыкальные школы, колледжи, консерватории – они сразу становятся музыкантами, они с желанием идут в коллективы?
- Сейчас вообще мало выпускается музыкантов-«народников». Очень мало. Может такое случиться, что их совсем не будет. И желания большого у выпускников идти по профессии, играть в коллективы, насколько я знаю, нет. Это по силам только отдельным, ярким личностям, которые и до училища, и во время учёбы, и после – стремились к чему-то, хотели сделать что-то яркое, индивидуальное, своё лицо показать – вот из них что-то толковое получается. А так – приходит выпускник училища или консерватории в музыкальную школу, поработает месяц-другой, скажет, что зарплата очень маленькая и уходит, как правило, вовсе в другую сферу работать.
Время сейчас такое, что людям надо давать возможности зарабатывать на своём творчестве.
В «Сказ» люди приходят либо на чуть-чуть, попробовать, либо навсегда. Если новичку что-то у нас не нравится, он чего-то боится, то он не останется в ансамбле. Хотя я всегда пытаюсь разговаривать с человеком, понимая, что все люди разные, у каждого много своих дел, проблем. Мне каждый человек важен, и я, конечно, пытаюсь посоветовать, или помочь, если чем-то могу. И в ансамбле участники коллектива с такими всегда пытаются разговаривать, увлекать. И если человек сгоряча что-то решил, если может переиграть эти выводы, то он ещё может вернуться, может начать снова. Это сложно, но можно.
- В споре физиков и лириков: что первичней - экономика или культура, ты на чьей стороне? Можно ли соблюсти баланс в этой известной формуле?
- Интересно, что когда мы всё это начинали, у нас денег-то никаких и не было. Лично я начинал в конце 90-х, тогда поесть купить, особо денег не было. Но мы очень активно играли музыку, активно создавали новые произведения, хотели чего-то добиться. Наверное того самого уровня, когда нам начнут за наше творчество нормально платить. И это получилось. Я получил и образование профильное, и навыки, и умения, появился вкус, желание творить дальше и только тогда я стал зарабатывать. Когда появились средства – мы их стали больше вкладывать в то, что ансамблю нужно было в тот момент: в музыкальные инструменты, аппаратуру, костюмы.
Долгое время мы всё что зарабатывали – вкладывали в развитие коллектива. Считали, что чем больше вложим, тем лучше будет для нас. Жизнь доказала, что это так.
Мне сейчас проще уже об этом говорить, потому что есть и знания, и опыт, понимание куда идти. В споре физиков и лириков, я, конечно, на стороне лириков и считаю, что культура всё равно должна быть первичной. Дело в том, что даже если люди заработали деньги, они потом так просто не возьмут в руки домру, балалайку, гитару и не заиграют профессионально, не выйдут на сцену перед публикой. Это с любым музыкальным инструментом связано - нужно очень много времени отдать, прежде чем человек станет музыкантом, прежде чем он освоит инструмент и постигнет музыку. Так же и в танце, и в песне, и в любом виде творчества. Так что я твёрдо убеждён, что первична именно культура.
- Значит, всё-таки государство должно изначально вкладывать достаточные средства в культуру, а не только в экономику?
- Однозначно. Если государство не будет в культуру вкладывать, то немногие люди и семьи смогут сами в это вложить средства. Если мы не будем сейчас вкладывать деньги в развитие той же народной культуры, то чем мы занимаемся, то уже скоро всё изменится, всё поменяется.
- А можете дать свой небольшой прогноз: что произойдёт в ближайшем будущем, если на всех уровнях в культуру не начнут вкладывать нормальные средства и усилия?
- Мы в регионах будем ходить на концерты каких-то заезжих артистов, может даже «звёзд», платить им деньги. И это будет печальный вариант развития событий для самих регионов. Что произойдёт… Дырка произойдёт – чёрная такая. Как после взрыва воронка. Многое превратится в ничто. И люди потеряют значительный слой того, что всегда у нас было в стране, например, хорошее инструментальное мастерство. И многое другое.
- А чувствуешь приближение этого взрыва, после которого только чёрная дыра, воронка? С культурой что-то уже происходит?
- С культурой всегда что-то происходит. Когда времена полегче, то и культуре лучше Сегодня сложно всем, и нам сложно. У многих из нашей среды есть непонимание: нужны ли мы здесь вообще? Для меня этот вопрос и ответ на него тоже главный сейчас: нужно ли то, что я делаю, или ненужно? Потому что я понимаю, что наши умения нужны в большей степени где-то в других городах, и даже странах, чем в своём родном городе. Это тоже факт. Я понимаю, что как исполнитель, как руководитель ансамбля – нужен. Но вот в рамках широких, всего культурного полотна - мне непонятно: нужны мы или нет.
Что вообще с культурой? Куда она движется? У меня нет ясности в этом.
Но лучше, однозначно ничего не становится. Слишком много напыщенности, неестественности, ненормальных красок – не более того. Уровень исполнительства не растёт, мастерство не в почёте. По крайней мере, я не вижу этого.
- А могут ужиться, прививаемая детям компьютерная культура, и живая народная традиция и культура?
- Мне вообще кажется, что компьютерная культура уничтожает реальное творчество. Хотя у меня дочка пошла на гуслях заниматься, она немного играет в компьютерные игры – мы не запрещаем, но стараемся держать баланс, чтобы не перегнуть ни в одну, ни в другую сторону. Мне самому раньше казалось, что придёт компьютер и станет легче писать музыку, аранжировать, но вот он пришёл, но мне почему-то он не помогает. Всё равно делаешь это, как и раньше: своими мыслями, вручную расписываю и придумываю. Мне кажется, что дальнейшие виртуальные технологии эти «ручные» умения продолжат убивать. У новых поколений молодёжи живого и настоящего уже не останется. И кто будет на концерты приходить, когда по компьютеру можно посмотреть, что угодно. Но от живых концертов ведь ощущения совсем другие… Правда, это понимаем мы, кому есть с чем сравнивать.
- Дай свои пять-семь советов начинающим артистам, музыкантам, которые хотели бы начать выступать, или создать свою группу.
- Никому не подражать, нужно идти своей дорогой, иметь своё лицо. Не делать никому плохого. Развиваться. Стараться учиться: в учебном заведении, или брать уроки у хороших специалистов. Держать планку артиста, исполнителя, чтобы не опускаться ниже уровня допустимого. Быть опрятным. Высыпаться. Стараться не выгорать, чтобы хватало сил делать что-то новое и новое. Если будете знать что хотите, покажете, что умеете, то вас обязательно увидят. Если найдутся, в результате те, кто может поддержать – хорошо. Если нет – идти самому дальше, биться головой о стенки, о двери и какие-то из них откроются или падут под вашим натиском.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
Поделиться с друзьями: