Интернет-газета. Псков
16+

Псковский мышонок советует всем не становиться серой мышью

31 октября 2020 г.

Помните, что нашли за потайной дверью, открытой золотым ключиком, Буратино, Мальвина, Пьеро, пёс Артемон и папа Карло? «Первое, что они увидели, когда пролезли в отверстие, – это расходящиеся лучи солнца. Они падали со сводчатого потолка сквозь круглое окно. Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди неё стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии». В Пскове у каждого горожанина пока есть такая возможность попасть через потайную дверь в реальное чудо.

 

Главный укоритель

Для того чтобы это случилось не нужно искать этот тайный вход, завешенный старым холстом или ещё чем-то. Нужно только пойти в Театр кукол на улице Конной. Ещё на подходе, вас будут сопровождать псковские святыни: древние крепостные стены Кремля, храмы, набережные по которым ступала и княгиня Ольга, и Николай Рерих, и академик Щусев и многие-многие другие известные и неизвестные персонажи нашей истории. И сам театральный дом - историческое здание. С 1963 года во флигеле усадебного комплекса, построенного в начале 20 века по заказу купца Батова, творят псковские мастера кукольного и театрального искусства.

Когда открываешь тяжёлую входную дверь, ассоциации с потайной дверью из «Золотого ключика» становятся ещё ощутимее. Широкая лестница, ведущая на второй этаж, утопает в жёлтом, почти золотом сиянии, а сверху слышны приглушённые голоса публики всё дальше погружающейся в глубину театральной тайны. И вдруг шёпот взрослых, и детское нетерпеливое ожидание утихают совсем. Затрепетал занавес…

В этот вечер давали премьеру «Прыгучий мышонок». В основе пьесы лежит древнее индейское предание, пересказ легенды некогда многочисленного племени шайеннов, которые вели упорную борьбу за свои земли с армией Соединенных Штатов. Нет смысла пересказывать сюжет. Если только коротко: мышонок, которого прозвали «прыгучим» из-за того, что он выше всех своих серых собратьев прыгал в попытке выбраться из мышиной массы, и из-за своего доброго сердца превратился в большого орла – властелина неба. Для того чтобы стать легендой, чтобы перестать быть мышью обыкновенной, выбраться из обыденной мышиной возни, он должен пойти на жертвы, должен отказаться от мечты серого мышонка и решиться изменить реальность. Это сложно. Особенно маленькому испуганному серому зверьку. Но возможно! Тому, кто начинает думать не о себе, а о других. Вроде бы известная мораль, которой большинство нормальных детей учат с ясельного возраста. Но нередко она куда-то исчезает, как только человек становится взрослым. Прыгучий мышонок в режиссёрской подаче художественного руководителя театра, заслуженного артиста РФ Александра Заболотного становится не просто напоминанием об этой истине, и о индейской легенде - мышонок претендует на должность главного укорителя нашей совести.

Индейцы, дикие животные, птицы, горные реки и озёра – что ещё нужно, чтобы наполнить романтикой душу и взрослого, и ребёнка. Нужна музыка: настоящий шаманский индейский бубен, флейты – в руках умелых музыкантов эти инструменты легко переносят сидящих в зале зрителей в американские горы и прерии. «Весь спектакль мы были под гипнозом… Чудесные декорации, восхитительная музыка, потрясающие актёры! Спасибо, Театр, что мы испытываем такие эмоции!». Этот отзыв после спектакля оставила семья Михайловых. Очень быстро закончились отведённые под мнения зрителей странички в журнале отзывов. Впрочем, как и всегда в последние годы.

 

Есть опасения

Пока артисты играют свои премьерные спектакли, пока еженедельно наполняют псковскую афишу постановками, достойными столичной сцены, и заполняют наш серый осенний досуг, псковичи узнают, что Театр кукол в Пскове могут ждать перемены.

Его всерьёз намереваются пересилить из обжитого здания в совершенно иную среду, выселив в буквальном смысле из исторического центра города, за крепостную стену. Уже и проекты реконструкции «таблетки» - здания бывшей летней танцевальной площадки в городском парке отдыха представили. Именно здесь, по планам, созревшим во властных коридорах, собираются разместить кукольный театр.

Честно говоря, нужно иметь или большую ответственность, или полную безответственность, чтобы решиться переселить кукольный театр из старого обжитого десятилетиями здания, которое ему подходит, к которому привыкли горожане, в иное здание, пусть и после капитальной реконструкции. Всё-таки, театр кукол не должен быть огромным заведением с большой сценой и многоместным зрительным залом – его не должна увлекать слава концертного зала, а то он, в конце концов, в такой и превратится. Театр кукол ценен нитями, которые идут от актёров к каждому зрителю. Да и куклы в руках актёров – небольшие создания, которые должны быть хорошо видны даже с последнего ряда. Этим и другим пунктам здание на Конной улице соответствует. Да, коллективу театра можно помочь с капитальным ремонтом, реконструкцией и оснащением сцены. Но зачем же, уводить отсюда уникальный объект культуры, который уже 57 лет украшает центр Пскова? Только потому, что на него претендует небольшая религиозная община?

Конечно, идея перенести Театр кукол в глубину городского парка, кажется, имеет смысл: в парке отдыха с устаревшими каруселями и качелями, пусть и отдалённом от основных пешеходных магистралей, куда родители нет-нет, да и приводят своих детей, появление театра кукол – может стать точкой притяжения.

Но, несмотря на то, что сегодня театр кукол – востребованное и высокопрофессиональное объединение талантливых артистов и специалистов, которое кажется стабильным и устойчивым к переменам. Всё-таки есть серьёзные опасения, что переселение театра не пойдёт ему на пользу. Таких примеров в мировой истории достаточно, когда переселение или похожие встряски ставили точку в судьбах театров. Вариант, что в результате переезда псковский театр кукол перестанет быть чудом - остаётся, он  может потерять свою потайную дверь и превратиться в нечто похожее: «На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в чёрных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звёздами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки… На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами»... Конечно, многие узнают эти строки, описывающие, как выглядел театр Карабаса Барабаса из вечной сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». В таком театре и прыгучий мышонок может навсегда остаться лишь куклой серой мыши.

 

Не стать серой мышью

Псковский театр кукол давно перестал быть просто детским учреждением культуры. Театральные действа, которые разворачиваются на камерной сцене, рассчитаны не только на детей, но в большой степени и на взрослых зрителей. И в этом нет ничего удивительного: и на Руси, и в остальной Европе, кукольные представления всегда были не просто игрой. Куклы передают образ людей, персонажей окружающего нас реального мира, они концентрируют в себе либо пороки, либо достоинства человека. И многие спектакли – это отображение людских плюсов и минусов, столкновений правды и лжи, справедливости и отмщения, показанные на самом доступном для большинства языке: кукольного представления, в котором и эзопов язык, и иносказания, и образность, и намёки, и сатира, и юмор – это часть традиции. Поэтому в такой театр кукол нужно водить не только детей, но и взрослых.

То, что кукольные театры принято считать детским - так это хороший приём маркетинга: дети обязательно приведут в зрительный зал кого-то из родителей.

Те, кто претендуют на нынешнее здание театра кукол в Пскове, должны подумать об этом шаге, чтобы своими намерениями не испортить всё, не разрушить эту потайную дверь, за которой каждый раз открывается нам настоящее чудо. Ибо, как в сказке о мышонке: большое доброе сердце может превратить серую мышку в большого орла, а злое сердце и рождённого орлом превратит в серую мышь.

А проект реконструкции обветшавшего здания «таблетки» в любом случае не останется лишним. В городе мог бы появиться, например, Театр песни, или псковский цирк, который есть и давно располагается в неприспособленных помещениях. Пскову давно не хватает площадей для размещения творческих коллективов, а тем более современных концертных площадок. И почему бы не сделать новую, оставив на месте то, что создано руками целых поколений.

Страницы из книги отзывов псковского Театра кукол плотно заполнены записями уже сразу после очередной премьеры:

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также:

Петрушкины дети

Они могут соединять несоединимое, сливать, соединять, превращать

Режиссер из Сольцов, актеры из Дно: в Дновском районе возрождают театр

За дело взялись серьёзно

В Псковской области есть театр, где из детей вырастают гении

Как русская девушка стала Владленой - королевой кукол в Латвии

2453 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу