Интернет-газета. Псков
16+

В Пскове появилась «Медианаковальня»

04 апреля 2019 г.

Очередная встреча в пресс-клубе, созданного на базе Псковского государственного университета, превратилась в довольно интересную дискуссию, основная тема которой звучала как «Журналистика и реклама: границы дозволенного».

С самой первой встречи особенностью пресс-клуба становится отсутствие дистанции между участниками: никаких должностей, званий, почётных имён и прочей атрибутики – настоящая атмосфера дискуссии «без галстуков». Не случайно среди предложений на название площадки было и это: «Пресс-клуб «без галстуков». Если тебе есть, что сказать, если ты знаешь изнутри медиасреду, если у тебя есть опыт, а также, если у тебя никакого опыта, но тебе близка тема журналистики, рекламно-творческая деятельность, то на этой площадке ты не будешь чужим. Именно так сразу определились правила работы пресс-клуба. И самое первое из них: уважение к чужой точке зрения и человеку, который её высказывает. Поэтому и в этом небольшом материале о встрече пресс-клуба, мы намеренно не будем указывать имён говоривших, чтобы автоматически не добавлять веса к прозвучавшим фразам и мыслям.

Тема границ дозволенного в современной связке журналистики и рекламы не нова, но практически каждый в медиасообществе либо понимает её по своему, либо ориентируется на стандарты, либо вовсе никак не реагирует. Есть те, кто смешивают все понятия в кучу. Так и на этот раз: кто-то подходил к теме с философской точки зрения, другие рассматривали с практической, третьи - с нравственной стороны. Были те, кто не высказались на это счёт – промолчали.

Понятно, что большинство СМИ сегодня не могут выживать без рекламы. Но могут ли журналисты, редакции, другие медиа-структуры соблюдать эти самые границы дозволенного. И речь не о тех рамках, которые установлены законом – их в профессиональном сообществе привыкли соблюдать. А тех, что регулируются как раз нравственными рычагами, этикой, чувством меры, ответственностью по разным поводам. И мнения участников были разные:

 

«Есть большая проблема, что мы живём в эпоху перемен, и в том числе в этом вопросе…»;

 

«Чаще всего проблемы вовсе не у медиа с рекламой, а у самих брендов, которые рекламируют свою продукцию или деятельность через свои источники»;

 

«Мы живём при капитализме, и СМИ, как и все остальные должны зарабатывать деньги любыми способами»;

 

Один из мэтров псковской журналистики, вспоминая свой опыт, так прокомментировал разговор, перефразируя известную фразу одного из героев Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»:

«Если нет рекламы, что же тогда движет миром». Я вижу наше положение в том, чтобы не топить себя внутренней цензурой»;

 

«Мне грустно оттого, что сейчас принято смешивать рекламу и журналистику. Это очень плохо, потому что, очень часто, когда ты – журналист, и пишешь рекламный материал, то приходится «наступать на горло собственной песне».

 

Присутствующие делились опытом и наблюдениями: во многих медиа-ресурсах, в том числе, в тех, что работают в Псковской области, распространена практика, когда журналисты редакции обслуживают задачи рекламного отдела, и под своими же фамилиями пишут рекламные материалы, получая за это дополнительные деньги. И очень немногие отказываются от того, чтобы в материалах под своим именем рекламировать разную, в том числе, не совсем удачную продукцию или чью-то деятельность. При этом другой мэтр журналистики вспомнил распространённое в прошлом мнение, что «рекламщики – это враги настоящей журналистики». Имея в виду, что журналист должен искать и преподносить истину, а рекламщики просто преподносят рекламируемый продукт без поиска истины.

Среди молодых коллег в это время зрела и другая мысль: «не продаваться за деньги – это, конечно, хорошо… но кушать-то хочется. И рекламщики должны ориентироваться на свои рамки и нормы, а не на этику журналистов». Из числа молодых коллег была высказана и точка зрения: «если мне заплатят, я готов хорошо написать даже о человеке, преступившем закон».

В пику таким мнениям были среди молодых участников и те, кто чётко и обдуманно заявили, что «если им предложат рекламировать то, что вредит городу, людям, то они не согласятся на это даже за деньги».

Часто на встрече заходила речь и о возможном строительстве в пригороде Пскова химического завода – острой теме, захлестнувшей в последние недели Псков. Довольно долго в пресс-клубе ждали ответа на гипотетический вопрос: кто из присутствующих пошёл бы рекламировать и пиарить такой завод, если бы за это были предложены большие деньги?

Один из мэтров вновь высказал своё наблюдение: «написанные журналистами тексты за деньги – всё равно не работают – это на уровне мистики». Хотя другой мэтр эти выводы не подтвердил.

Но мысль: «Даже, преследуя цель зарабатывать, мы всё-таки должны думать как», - от участников звучала. Как и эти:

 

«В медиа всё должно быть прозрачно: аудитория должна четко понимать, где рекламные тексты и материалы, а где объективная работа журналистов».

 

«В современных видах рекламы, которые сливаются с журналистскими материалами, например, нативная – возможно, нет ничего плохого, если продукция, которую таким образом предлагают аудитории, действительно, хорошая».

 

«Но у журналиста внутри всё-таки должен быть свой моральный индикатор. Иначе просто нужно работать рекламщиком, получать за это зарплату и не представляться журналистом, и тогда можно не думать о журналистской этике».

 

Всё очень просто – журналисты должны заниматься журналистикой, писать, снимать, придерживаясь главных журналистских заповедей: объективность и поиск истины. А рекламщики должны заниматься рекламой, в том числе писать рекламные тексты, которые не должны быть похожи ни авторством, ни сутью, ни формой на журналистские материалы. Например, в странах, где давно сделали для себя такие выводы: рекламные материалы всегда отличаются от журналистских, в том числе размером шрифта, цветом, гарнитурой и т.д.

И на вопрос: хотите ли вы быть одурачены, поставлены в заблуждение материалами в медиа, которые преследуют цели рекламы под видом объективных журналистских материалов – большинство участников всё-таки ответили: «нет». И, наверное, это главный вывод всего разговора, который, конечно не закончился. И после завершения встречи, участники уже в малых группах бурно обсуждали поднятые вопросы. А продолжить обсуждение всем вместе возможно уже через месяц, именно с такой периодичностью пока собирается пресс-клуб.

Жаркость состоявшейся дискуссии, в общем-то, соответствовала выбранному большинством собравшихся названию пресс-клуба – «Медианаковальня». Разные варианты названий ранее были предложены в группах сообщества в соцсетях, там же участники могли оставить свои предложения. Но большинство остановилось на «Медианаковальне». Пусть даже название намекает не только на горячность тем, но и на то, что в результате на наковальне можно выковать хорошее и нужное изделие.

Игорь ДОКУЧАЕВ,

фото Анфисы Хитровой

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также:

Ольга КРАВЦОВА: «Стакан водки для журналиста не спасение»

Вторая часть интервью «Как жить в эпоху онлайн-агрессии»

Джоу ГРИММ: что такое информационная война, есть ли будущее у газет, чем отличаются журналисты…

Об этом пора кричать: в России нужны новые ликбезы!

Многие российские СМИ пишут и говорят не на русском языке. Анализ ситуации. 

Прощай, районка, или до новых встреч?

Вопрос с реорганизацией районных газет, действительно, назрел

И много других материалов в разделе МЕДИА

2650 просмотров.
Теги: Медиа

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу