Большой пскович
77 лет назад родился Иван Егорович КАЛИНИН. И уже два года, как его нет. И чем дальше, тем многие из людей, знавших его, понимают, что в Пскове с его уходом образовалась дыра, пропасть. Так выходит, что заменить его пока не удалось никому.
Он был на своём месте. Когда Калинин работал в администрации Пскова, туда можно было прийти не как в учреждение, где заседают чиновники, а как в дом, где находят решения и ответы даже на самые сложные вопросы. Многим он помог, другим дал варианты движения, даже если они осознали это только спустя годы. Любил литературу и сам писал много. Свои книги он дарил сразу по нескольку штук с обязательной дарственной надписью, и только сегодня эти страницы начинают прочитываться по-другому. Был острым на язык, иногда с колючим, пронизывающим взглядом. Помню, наш последний с ним разговор касался нововведений в коммунальной сфере города. И тогда, не сдерживая эмоций, но законченным литературным оборотом, он произнёс: «Вот есть управляющие компании, но часто, глядя, как они работают, хочется выразиться – «неуправляющие» компании…». Честный, искрений, думающий, живший действительно ради Пскова и псковичей. Его невозможно было называть каким-то странно-бездушным словом «чиновник», которое сегодня так распространено в обиходе.
Открытым миру городом Псков стал тоже во многом благодаря Ивану Егоровичу. Это он был активным сторонником развития отношений городов-побратимов, как их раньше называли, сейчас этот термин звучит по-другому: города-партнёры. Другой мир, пришедший на смену, принёс и новые отношения. К сожалению, и большая активность в дружеских отношениях городов тоже осталась в прошлом. Пока остаются, и это нисколько не странно, только те связи, которые были начаты ещё при Иване Калинине. Но плоды этих связей оказались уникальными для всей России и остаются такими по сей день. Это немцы в результате назвали его «большим псковичом». И, конечно, кто может лучше рассказать о нём, как не немец, которому так же, как Калинину, присвоено звание Почётный гражданин города Пскова, и с которым он долгие годы был связан крепкой дружбой.
Фото из архива Pressaparte.ru
Дитер БАХ, доктор философии, теолог, преподаватель, автор книг:
- Иван Калинин ненавидел немцев. Они отняли у него в Великую Отечественную войну отца, разрушили его Родину. Отца он не знал, слезы матери он не забывал никогда. Он не хотел иметь ничего общего с немцами. Но в 1965 году должен был поехать в город-партнер Геру с делегацией. Тогда это была ГДР. Там он познакомился с мужчинами и женщинами, которые не перекладывали ответственность за ужасы войны на нацистов, с которыми они, конечно, не имели ничего общего. Они принимали вину на себя и делали попытки начать новые отношения с русскими. Это означало перемены в жизни граждан Пскова.
Когда в 1990 году я познакомился с ним, он уже давно был заместителем мэра по социальным вопросам, спорту и культуре. От ненависти уже не осталось следа. Но держался неприступно. И связано это было уже не с немцами, а с церковью. Тогда Иван был еще убежденным коммунистом. «Мои 50 томов Ленина я прочел. Но о моей Православной церкви я знал совсем мало. А о Евангелической - уже и совсем ничего». А тут пришел евангелический теолог и обратился с просьбой о подготовке поездки примирения делегации Рейнской церкви в его город в 1991 году.
Когда годы спустя мы уже стали добрыми друзьями, я спросил его: «Иван, что для тебя означает «евангелический»?». Он сначала пожал плечами. Но потом его лицо прояснилось. «Вы пришли, чтобы помочь, и ничего не потребовали за это взамен. Вот что значит для меня - евангелический». Вот поэтому и для меня Иван очень-очень евангелический человек. Он знал, что означает коррупция и взяточничество. И для себя он никогда не потребовал даже самой малой малости. Например, когда мы задавали ему вопрос: «Иван, что бы ты хотел в подарок получить к твоему дню рождения?», он зачастую отвечал: «У меня все есть. Мне ничего не нужно». До конца жизни он прожил в небольшой квартире в блочном доме, притом что изменить это ему было бы не слишком трудно.
Но к своей задаче заботиться о социальном благополучии города относился чрезвычайно серьезно, чувствовал свою ответственность за людей, находящихся на краю общества. Он ничего не просил для себя, но для них он постоянно обращался к нам с просьбами. Сначала он думал, что люди с умственными и множественными нарушениями не могут обучаться, но в сотрудничестве с нами он вскоре понял, насколько полезна для них профессиональная поддержка развития. И стал фанатичным борцом за этих людей.
Нет ни одной задачи в Пскове, за выполнение которой мы взялись не по его инициативе или его просьбе. Будь то Центр лечебной педагогики, детский сад или «Лесной дом» для ресоциализации подростков, которые готовы были свернуть с правильного пути. Идет ли речь о детском доме, детском приюте, Центре ранней помощи или хосписе - всегда это был Иван Калинин. Это он в очередной раз задавал вопрос: « Не могли бы вы здесь помочь?». И первым обратился к нам с мыслями: «А не могли бы вы создать мастерские для людей с нарушениями? Они нам срочно нужны, но у нас нет денег». Вместе с ним мы смогли это осуществить - построить самые первые в России мастерские для людей с ограничениями здоровья.
С 1991 по 2005 мы великолепно на полном доверии сотрудничали. Потом он еще 5 лет был представителем "Инициативы" и фонда Вернера Петера Шмитца. Это было очень хорошее время с ним вместе и благодаря ему.
Однажды он сказал о Пскове, о городе, который стал Его городом: «Я разделил с ним свою жизнь. И это делает меня счастливым».
Благодарим за перевод письма Дитера Баха А.Н. Пыжову.
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
О результатах проектов Ивана Калинина и его друзей вы можете прочитать здесь:
«Каждый человек имеет право на достойную жизнь», - сказали немцы в Пскове
Поделиться с друзьями: