Шапоткин наслал на псковичей своих улиток
Они были буквально везде: одни хорошо заметные, другие растворённые в окружающем пространстве. Они могли бы хрустеть под ногами, раскалывающимися под тяжестью человеческой поступи панцирями, если бы тут шагали невнимательные и равнодушные ко всему граждане и гражданки. Но нет, тут правили бал как раз они – улитки, которые наслал на Псков Александр Шапоткин.
Он совсем недавно стал обитателем псковских земель. Родился в Дудинке Красноярского края, и жил долгое время там же, в Сибири, в городе Ачинске. И не покинул Сибирь, пока не оставил там свой след. В сибирских музеях есть его монументальные керамические вазы, скульптуры – и тогда это был другой Шапоткин – художник-керамист, набравшийся сил и умений в Абрамцевском училище… После этих слов, знающие люди сразу могут воскликнуть: «Всё понятно, кто такой Шапоткин!».
Да-да, то самое, Абрамцевское художественно-промышленное училище имени В. Васнецова, история которого началась в усадьбе Абрамцево под Москвой в конце 19 века, когда её купил известный меценат Мамонтов, и вместе со своей женой превративший покупку в пристанище многих самых известных русских художников. Здесь в разные годы работали и жили Суриков, Врубель, Серов, Репин, Васнецов. Это их дух и вдохновение в течение долгих десятилетий наполняли и питали сознание многих российских художников.
Девять лет назад Александр Шапоткин приехал в Печорский район, и с тех пор так и живёт здесь. Не просто живёт – творит. Правда, любимую керамику пришлось оставить из-за серьёзной травмы.
- Я знаю живописцев, вышедших из керамистов, но чтобы выйти на такой уровень - это архисложное дело, не каждому удаётся, - рассказывает о художнике, выставка которого открылась в псковской галерее «Дар» искусствовед Ольга Кошелькова. - У Шапоткина, конечно, очень тонкая организация, по этой причине у него сложная философия и казалось бы представленные работы радостные, лёгкие – на все вкусы. Но они сложные, закрученные, если начинаешь влезать и вдумываться – понимаешь куда же я попал… Так всё интересно.
С первого взгляда на полотна Шапоткина, замечаешь, что керамика из его работ никуда не ушла. Иногда кажется, что его картины – это развёрнутые плоскости больших ваз. Да и рельеф земли, глины, скал, во многом заметен на полотнах, благодаря именно сути и умениям керамиста. Это сразу же заметно, как только попадаешь в атмосферу его работ: декоративных, изысканных, иногда простых и жизненных. Когда директор галереи «Дар» Ольга Кошелькова, представляющая Шапоткина публике, предложила желающим высказать своё веское слово по поводу увиденного, ответом на предложение была тишина – публика оказалась занята поглощением творений художника, всем было не до слов. «Говорите сами, Сан Саныч», - предложила Ольга Кошелькова. «Про улиток?», - спросил Шапоткин публику. «Да-а-а», - послышалось уверенное.
- Когда я в 2007 году приехал в Печорский район, в Изборск, как раз было воздвижение креста на Холм Славы. Жил я тогда под Изборском. Как ни выйду из дома – всё покрыто улитками, а мне жалко было их топтать, переходил кое-как, ступал на свободную землю. Потом они начали выползать и на мои картины… В Изборске же везде, в том числе, над Словенскими ключами тридцать метров сплошной известковой плиты. Это монолит. Когда бурят скважину, там даже сверкает от искр, буры алмазные ломаются. Так ведь эта плита тоже из улиток, из рыб, из разных костей – окаменелости, одним словом.
Самое главное в этих словах Александра Шапоткина, что мы в огромности Вселенной и Времени, те же самые песчинки, улитки, крохотные существа из которых состоят плиты этого мира. Для чего он пишет? Да, чтобы заложить в эту гигантскую плиту свою малую частичку. Если он действительно нечто стоящее создаст, возможно, потом скажут о всех нас: «недаром жили». И дело вовсе не в том - вспомнят нас или нет, а именно, что недаром прожили. Каждый должен в эту плиту девонскую, как в Изборске, заложить свою толику. Вот Шапоткин и закладывает.
И улитки - это его любовь, они попадают на многие его работы. Это не декоративный момент – это часть философии художника.
- Когда я отбирала эти работы, я с каждой становилась всё более и более жадной: из одного места забрала, из другого – мне хотелось всё взять и выставить, - улыбается Ольга Кошелькова. - Шапоткин кричит: «Позорите меня, разве можно это на выставку… Но ему, как обычно, своё не нравится. Ну и пусть он скромничает, пусть недоволен. Истинный художник – всегда недоволен своими работами – это нормальное явление.
В маленьком камерном зале с живописью Шапоткина, действительно, можно творить чудеса, можно создать совершенно гениальный, полноценный, объёмный мир. И даже не один. Круг за кругом, мир за миром – они будут тебя захватывать. Невероятно просто. И невероятно сложно. И попасть в эти миры легко, достаточно прийти в галерею «Дар». И такая возможность будет целый месяц.
Фоторепортаж с открытия выставки художника можно увидеть здесь:
Печорский затворник Александр Шапоткин
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte
Поделиться с друзьями: