Интернет-газета. Псков
16+

Повезёт ли Пскову стать единственным в России?

19 декабря 2015 г.

Одна из идей, которая давно витает в умах увлеченных людей и остаётся невоплощённой уже не одно десятилетие – создание в Пскове музея фресок.

Хотелось бы под этим фото сделать подпись, что начались работы по восстановлению храмов Рождественской батареи в Псковском кремле. Но пока преждевременно...


Идея создания именно в Пскове такого музея не случайна. Псков известен настенными росписями своих храмов: Мирожский и Снетогорский монастыри, церковь в деревне Мелётово – самые известные в этом ряду. Мысль о создании уникального музея появилась еще в советское время, когда планировали поместить копии фресок в специально построенном и приспособленном здании на территории Мирожского монастыря, чтобы туристы могли в любых погодных и сезонных условиях посмотреть выставленные там точные копии. С тех пор прошло уже немало лет, сменилось не одно поколение музейщиков, которые видели своей основной задачей создание в Пскове музея фрески. Но вопрос за столько лет не стронулся ни на миллиметр. Чего откровенно жаль.

По этому вопросу уже и сказано немало: и специалистами, и журналистами, работавшими в этой теме, и простыми туристами.

- Мы в свой прошлый приезд в Псков несколько лет назад пытались посмотреть фрески в Мирожском монастыре, но нам сказали, что собор закрыт из-за какого-то климатического влияния, - рассказали свою историю «знакомства» с псковскими росписями стен храма мои гости из Москвы. – Попытаемся увидеть их завтра, может, повезёт.

Даже если им повезёт завтра с фресками в Мирожском монастыре. То не факт, что повезёт увидеть стеновую живопись в Снетогорском. Фрески – это одна из уникальных псковских особенностей, настоящее достояние, на которое хотят приехать посмотреть тысячи людей. Но кроме их желания приехать, необходимо, чтобы они не испытывали неудобств во время своего пребывания в Пскове, не зависели от погоды, от расстояний. Например, лишь немногие смогут поехать в деревню Мелетово, за десятки километров от Пскова, чтобы там, в храме увидеть великолепные работы древних мастеров. 

И получается, что приехавшие издалека, люди не могут увидеть даже одним глазком знаменитые псковские фрески. 

А ведь кроме этих известных настенных работ, есть и те, что томятся в застенках хранилища Эрмитажа. Те самые, что были найдены археологами при раскопках храмов Довмонтова города - маленькие кусочки фресок, которые осыпались на землю в 18 веке, во время фортификационных работ, проводившихся по приказу Петра 1 для устройства батарейной насыпи. Специалисты их собрали, отреставрировали, составили как рассыпавшиеся пазлы и наклеили на специальные планшеты, которые и хранятся в Эрмитаже. Понятно, что планшеты с историческим достоянием должны покинуть петербуржские хранилища и вернуться в Псков, чтобы их смогли увидеть и гости города, и сами псковичи, потому что в мире пока лишь единицы людей, которые видели эти творения псковичей.

Храмы Рождественской батареи в случае их восстановления могли бы стать уникальной музейной площадкой.


Известный российский археолог, академик Василий Дмитриевич Белецкий, работавший десятилетия назад с экспедицией на раскопке храмов Святого Духа, Рождества и Покрова Богородицы в Довмонтовом городе, глядя на частицы фресок 14 века, находимые в земле, страстно мечтал об открытии в Пскове такого музея.

- Когда он водил меня у раскопов храмов и показывал лежащие в ящиках кусочки фресок, у него глаза блестели от радости, он просто дышал этой идеей, - рассказывал мне председатель Псковского клуба краеведов Михаил Медников.

В одном из прежних интервью на эту тему профессор Петербургской Академии художеств Никита Фомин, сын известного российского художника Петра Фомина, выступил горячим сторонником псковского музея фресок: «Такого музея нет нигде, ни в Петербурге, ни в Москве, и его появление в Пскове, несомненно, вызовет большой интерес и у московской, и у питерской публики, у жителей других городов и иностранных туристов», - уверенно высказался художник.

Многие псковские специалисты сходятся во мнении, что самой идеальной площадкой для псковского музея фрески могут стать восстановленные храмы Рождественской батареи. Во-первых, вместо руин у главного входа в псковский Кремль появятся воссозданные стены храмов, что эстетично, конечно, лучше, чем то, что есть сейчас. Во-вторых, и исторически это место то самое, где были найдены остатки фресок, хранящихся в Эрмитаже. С тем, что это место идеальное, никто и не спорит, кроме тех, кто считают, что нам не нужны в Кремле «новодельные» постройки. Но в любом случае вопрос воссоздания храмов – это «песня» длинная. Планы их восстановления были озвучены уже давно, готовы и документы, в подготовке которых принимали участие псковские архитекторы. Но спустя годы разве что-то сдвинулось с «мёртвой» точки? И впереди таких лет ожидания, как подсказывает интуиция, ещё достаточно.

У храмов Рождественской батареи сегодня всё спокойно. 


В этом бесконечном ожидании, может быть, есть даже польза, скажут скептики. Вот минувшей осенью приятной новостью стало раскрытие в Снетогорском монастыре большого участка композиционной фрески, которые были скрыты от людских глаз с семнадцатого века. Фрески очистили, укрепили, но, по мнению специалистов, они находится в очень плохом состоянии. Теперь, если их успеют скопировать известные художники, как Александр Крылов, или хотя бы его студенты-репинцы, обучающиеся в институте имени Репина, копии могут стать новыми экспонатами в будущем музее. А сколько ещё возможных тайн хранит псковская земля – вот соберём все, тогда можно и музей делать…

Профессор из института имени Репина Александр Крылов со своим очередным даром Пскову - копией фрагмента фрески «Трубящий ангел»


Есть и такие мнения, которые считают музей, в котором будут храниться копии, не слишком важным. Некоторые считают даже, что копия – это жалкий слепок оригинала и не может передать всей полноты произведения.

Говорят, что раз копии, то их можно и в виртуальный музей выложить, созданный в Интернете. 

Идея виртуального музея псковских фресок в Интернете, конечно, имеет место быть. Есть даже масса плюсов. Ни строить ничего не надо, ни дорогостоящие восстановительные работы не нужны. Да, и с Эрмитажем проще договориться – сделать снимки восстановленных икон, наверное, не откажут. Но ведь тогда пропадёт всякий смысл зазывать в Псков туристов, если всё можно в Интернете увидеть. Да и специалисты утверждают, что если копия сделана профессионально, то в ней есть та же энергетика, которая заложена в оригинальной фреске. В истории есть масса примеров, когда великие мастера тоже писали копии произведений ранних художников и такие копии становились  самостоятельными произведениями искусства. 

Большинство современных копий фресок, хранящихся в запасниках Псковского государственного музея-заповедника, которые могли бы стать основой будущего музея, стоят очень больших денег. 

Учитывая всё это, плюс возможность привлекать в Псков всё больше любителей познавательных путешествий и поскольку, однозначно, не все люди смогут в оригинальном виде за свою жизнь увидеть жемчужины псковской стеновой живописи, то появление музея фрески в Пскове должно стать ближайшей целью. Тем более что таких музеев в России пока нет, и в этом Псков может стать единственным. И всё это несмотря на то, что кому-то очень хочется обойтись виртуальной страничкой в Интернете.

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

5081 просмотр.
Теги: S-энск

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу


Описание работы механизмов двигателей для лодок Barque.ru/engine/system