Интернет-газета. Псков
16+

Явление нобелевского лауреата Светланы Алексиевич в Пскове

15 октября 2015 г.

Это случилось в битком наполненном людьми актовом зале бывшего Политехнического института, ныне ПсковГУ, который теперь стал домашней сценой студенческого театра «Ахтеатр». Молодые актёры на сцене, а Светлана Алексиевич тут же, рядом, за занавесом, в зрительном зале - везде витала особая проникновенность  её слов…

На сцене монологи, диалоги, сцены из ставшего знаменитым произведения «У войны не женское лицо». Думаю, что Светлана Алексиевич, когда писала эти строчки много лет назад, мысленно вкладывала их в уста именно таких девчонок и мальчишек, которым ещё далеко даже до двадцати лет. Интересно, откуда у современных девчонок такое проникновение в эпоху, как будто они оттуда, из сороковых выскочили? Перешагнули семьдесят-восемьдесят лет и оказались вот тут, в Пскове, на сцене актового зала, превращённого нехитрыми штрихами в театральный. А, перешагнув, принесли с собой ту самую наивность, искренность, веру в добро, справедливость, в светлое будущее, наконец… Полные здорового задора, бесхитростности, могущие уколоть словечком-другим и тут же расплакаться на плечах у подружек.

 

Они же ещё с мальчиками только взглядами встречались, гуляли за ручку, и даже не целовались…

 

Перевоплощение на сцене у современных девчонок – молодых актрис студенческого театра – поразительное. Остаётся вопрос: откуда они всё это достали, подчерпнули? Ту скромность, эмоциональность, открытость, неравнодушие к близкому, к тому, что происходит вокруг, которые нынче не в моде, которые нынче исчезли из обихода. Возможно, ответ тут только один… На сцене они могут быть такими, какими в жизни сегодня не получается.

 

«Носочки, носочки»… Юбочки из вещмешков. И руки вверх, чтобы смущённый старшина померял размер груди своей собственной пилоткой, а объём её - снятым брючным ремнём. Они это сыграли – и их смущение от такой невинной, кажется, сцены выплеснулось и в зал.

Впервые в Пскове со мной такое случилось: думал, что не попаду на спектакль. Подумал,что ничего не получится - просто не поместиться. Аншлаг. Такой аншлаг, что негде было даже втиснуться, чтобы стоя посмотреть. Даже стоячие места в проходах, в проёмах дверей были заняты. Но никто ни на кого не шикал, не ворчал, не стращал взглядами – пропускали новых в свою общину. Всем места хватит. Хотя директор театра Татьяна Комиссаровская, сама, кажется, немало удивлённая таким столпотворением, ещё перед началом, предвидя, что многим придётся стоять – предлагала посмотреть спектакль в следующий раз. Но ушли единицы… Для Юрия Демьяненко, ректора университета, который пришёл вместе со звонком к началу спектакля, место было оставлено в первом ряду. Так он, поражённый скопившимися в коридоре зрителями, пытался звать с собой, говоря, что место обязательно найдём.

Либо текст автора такой талантливый, что достаточно его прочесть с интонацией и выражением – с чувством и обязательно в точку попадёшь… Или молодым актёрам из «Ахтеатра», действительно удалось прожить сценический час на войне. А скорее всего: и то, и другое сложилось, срослось здесь, на этой сцене.

 

«Стойте, кто идёт?... Вы меня извините, пожалуйста, но я буду стрелять»…

 

«Я не поверю тому, кто скажет, что на войне ему не было страшно…». И тут – скрип, шаги. Нет, не на сцене. Просто из зала кто-то вышел – такая тишина, что был слышен скрип старенького паркета, кресел, двери. Вышли те, кто не смог выдержать девичьего надрыва на войне… Да, на сцене они сыграли так, будто за занавесом, действительно шла война, лилась кровь, летела грязь, пули, осколки, и смерти, смерти. То, что зрители заплакали, а кто-то даже вышел из зала «на время» - это ли не лучшая оценка, знак качества игры актёров.

Запомнился монолог девушки, сидевшей в застенках гестапо… Откуда ей знать, как это, когда пытка за пыткой, когда от боли немеет тело, а мозг перестаёт воспринимать сигналы… А ещё то, самое страшное – что всё равно не жить, всё равно смерть. И уж лучше - скорее бы, чем очередная пытка.

Кровь, стоны, руки, ноги, хруст хрящей, иголки под ногти, отверстия от пуль на гимнастёрках и нательных рубашках, пытки, сумасшедшая боль – трудно представить женщин в этом ужасе войны. Тем более, этих девчонок, что живут сегодня. А им на сцене было ещё сложнее – отвлечься от смартфонов, от компьютеров, видеороликов и прочих гаджетов, примерить солдатские сапоги и гимнастёрки и воспроизвести на сцене войну… «Как жарко и неудобно в этой форме, скорее бы переодеться, – услышал в коридоре от кого-то из актёров. – Как они в ней ходили?…».

Парни в шинелях, в гимнастёрках, сапогах, не служившие даже один год в современной армии - тоже хорошо смотрелись. Ну, откуда им знать, что сутулиться, как это делает современная молодёжь, в армии отучают быстро.

Конечно, если искать огрехи, то их можно обнаружить, например, с консультантами поработать не мешало бы: убрать современные шевроны, погоны, да, и «Смуглянку» петь для первых лет войны было рановато…

 

И в зале несколько напрягали молодые бесцеремонные фотографы, которые, видимо, ничего не знают об этике работы таких специалистов на людях…

 

Но ведь главное не это. Главное в этом спектакле – искренность. Если её удалось добиться, то это пятьдесят процентов успеха. А молодым актёрам и всем, кто им помогал в постановке – удалось не только это, но и многое другое, о чём речь шла выше. И поэтому в финале зал встал, и аплодисменты были, и цветы, и улыбки. И автор произведения, Светлана Алексиевич, думаю, была бы довольна таким своим явлением в Пскове. Кстати, поставить спектакль по этому произведению молодой театральный коллектив задумал задолго до того, как несколько дней назад Светлана Алексиевич была названа Нобелевским лауреатом по литературе нынешнего года. Такое вот знаковое совпадение…

Эдуард Золотавин, актёр Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина, с которым мы долго разговаривали после спектакля, был поражён тем, чутьём, тем пониманием авторского текста, которое он увидел в молодых актёрах. «Они большие молодцы, они умницы, сыграли, как прожили. Им нравится делать то, что они делают. Видно, что для них это не работа, это увлечение и от этого блеск в глазах».

Игорь ДОКУЧАЕВ

"Прессапарте"

Читайте также:

Секреты восхождения Светланы Алексиевич на Нобелевский олимп

4045 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу