Интернет-газета. Псков
16+

JAZZ в псковском клубе филофонистов

22 марта 2020 г.

Когда Луи Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Действительно, эта музыка не нуждается в классификации и «разложении по полочкам», джаз – это музыка настроения, создающая настроение. Сначала вы слушаете джаз, а затем, со временем, джаз начинает слушать вас. Этим и достигается гармоничное единение слушателя и джаза!

Итак, 15 марта 2020 псковский клуб филофонистов в очередной раз собрался в студии Venta чтобы послушать джазовых исполнителей. Был анонсирован впечатляющий сет-лист, прозвучало много интересных записей!

.

При описании некоторых пластинок я буду использовать выдержки из книги [Дж. Л. Коллиера «Становление джаза»], которую считаю очень интересным и информативным изданием по истории джаза.

Начинаем!

Последнее время я много слушал японских джазовых музыкантов, однако оригинальных пластинок у нас не нашлось. К счастью у Антона Пахолюка оказалась кассета Tsuyoshi Yamamoto ‎– Autumn In Seattle, записанная с аудиофильского винила. Очень рекомендую этот альбом!

Tsuyoshi Yamamoto ‎– Autumn In Seattle

В продолжение кассетной темы зарядили классический бриллиант: Charles Mingus ‎–Mingus Ah Um из коллекции Андрея Константинова.

Charles Mingus ‎–Mingus Ah Um

Далее поставили сет из трех пластинок Дмитрия Ошерова:

  1. Очень необычное сочетание пианино Эванса и гармоники. Это нужно послушать!

Bill Evans / Toots Thielemans ‎– Affinity / Warner Bros. Records ‎– BSK 3293 / US 1979

Bill Evans / Toots Thielemans ‎– Affinity

[Билл Эванс родился в Плейнфилде (штат Нью-Джерси) в 1929 году. В детстве обучался игре на фортепиано, а также на скрипке и флейте. У его брата был небольшой оркестр, и, когда Эвансу исполнилось двенадцать лет, его попросили заменить отсутствующего пианиста. «До той поры, — вспоминает он в интервью журналу „Джез джорнел“, — я едва был знаком с джазом и умел лишь читать ноты».

Отличительный признак манеры Эванса — одноголосная фразировка мелодической линии. Он не просто ведет мелодию, как Паркер или Пауэлл, расцвечивая ее неожиданными поворотами и мелизмами, но пытается органично связать друг с другом отдельные фрагменты. В целом его мелодическая линия состоит из коротких — в один-два такта — фраз, которые он стремится соединить в единое целое.

Ритмические задачи Эванса волновали меньше, чем любого другого джазового пианиста. Это одна из причин, по которым он предпочитал играть с контрабасом и ударными. Он в основном придерживается европейского исполнительского стиля, для которого в большей степени характерна сосредоточенность, чем непосредственная эмоциональность. По его собственному признанию, он стремился передать в музыке утонченные и возвышенные чувства.]

2. Современное аудиофильское переиздание классического альбома Chet Baker ‎– It Could Happen To You (1958) / Riverside Records, Craft Recordings ‎– CR00243/ US 2019

Дмитрий с пластинкой Chet Baker ‎– It Could Happen To You

3. Пластинка американского джазового гитариста Johnny Smith ‎– Johnny Smith / Verve Records ‎– V6-8692 / US 1967

Johnny Smith ‎– Johnny Smith

Недавнее мое приобретение - пластинка Nina Simone ‎– Folksy Nina / Colpix Records ‎– PXL 465 / UK 1964 Это запись с концерта Нины Симон в Карнеги-холл 1963 года.

Nina Simone ‎– Folksy Nina

Переиздание альбома Modern Jazz Quartet‎ – Fontessa из коллекции Андрея Константинова

The Modern Jazz Quartet ‎– Fontessa / Atlantic ‎– 1231 / US 1962

The Modern Jazz Quartet ‎– Fontessa

Ансамбль «Modern Jazz Quartet» никто не организовывал специально, он сложился сам по себе. Оркестр Гиллеспи, как и многие большие оркестры того периода, исполнял аранжировки, требовавшие от духовых инструментов напряженной игры в верхнем регистре. Чтобы дать музыкантам возможность передохнуть во время выступления, Гиллеспи предложил играть в перерывах вибрафонисту Милту Джексону и ритм-группе оркестра, состоявшей из барабанщика Кенни Кларка, контрабасиста Рея Брауна и пианиста Джона Льюиса. Постепенно группа стала существовать независимо от оркестра как квартет Милта Джексона. (Рея Брауна вскоре сменил контрабасист Перси Хит.)]

Переиздание двух альбомов Монка «Thelonious In Action» и «Misterioso», записанных в Нью-Йоркском клубе Five Spot в 1958 году.

Thelonious Monk ‎– At The Five Spot / Milestone M-47043 / US 1977

Thelonious Monk ‎– At The Five Spot

[Монк родился в Роки-Маунт (штат Северная Каролина) в 1920 году. Когда он был еще ребенком, семья переехала в Нью-Йорк. Он вырос в пригороде, который назывался тогда Сан-Хуан Хилл (сейчас там расположен Линкольновский центр). Играть на фортепиано он начал примерно в шесть лет. Позже он осваивал инструмент более углубленно, но в целом его следует считать самоучкой. В юности он немного играл на церковном органе, некоторое время даже путешествовал с проповедником.

С годами его выразительные средства становились более скупыми. Он старался быть столь экономным, что иногда, исполняя тему, брал всего лишь несколько тонов без всякого развития. Вместо того чтобы сыграть полностью четырех- или пятизвучный аккорд, он часто брал лишь два звука, предоставляя слушателю домысливать остальное, причем делал это с таким искусством, что публика понимала недосказанное. В результате создавалось впечатление суровой простоты. Кроме того, у него проявлялось стремление все более отклоняться от метра, выдерживать большие паузы между звуками. Его мелодическая линия все же не походила на набросок мелодии, как это нередко бывало у Джона Льюиса, а сохраняла четкость и определенность. Монк набрасывает контуры мелодии не отдельными штрихами, а как бы удаляя из нее все лишнее, обнажая мелодический костяк. Композиции Монка столь же своеобразны, как и его исполнительская манера.]

Сборник лучших записей Стэна Гетца -

Stan Getz ‎– The Very Best Of Stan Getz / Verve Records ‎– 2304 024 / France 1971

Stan Getz ‎– The Very Best Of Stan Getz

Записи Билли Холидей 1952, 1954 из коллекции Андрея Константинова:

Billie Holiday ‎– The First Verve Sessions / Verve Records ‎– 2610 027 / France 1976

Billie Holiday ‎– The First Verve Sessions

[Точная дата рождения певицы неизвестна. Предположительно она родилась в 1912 году. Ее мать, Сейди Фегин, на четверть ирландка, уехала в поисках работы в Нью-Йорк, оставив маленькую Билли на попечение родственников. В 1927 году мать взяла дочку к себе, а через три года Билли стала петь в одном из маленьких бруклинских клубов. Однажды, как она рассказывает, им с матерью грозило выселение из квартиры. В надежде найти работу Билли отправилась на 132-ю улицу Гарлема, где находилось несколько небольших клубов. Владельцу одного из них, Джерри Престону, она сказала, что умеет танцевать. Однако танцевала она плохо. Тогда пианист, пожалев ее, спросил, может ли она что-нибудь спеть. Билли исполнила популярные в то время песни «Trav'lin' All Alone» и «Body and Soul». Посетители сидели как завороженные. Триумф был полный, и Билли сразу же получила свои первые заработанные деньги.

Билли Холидей была очень талантлива. Однако ее профессиональная жизнь складывалась непросто. Страстная натура, она была подвержена влиянию момента; на ее настроение не всегда благотворно влияли друзья и почитатели. Она выступала в различных клубах Нью-Йорка, в том числе в клубе «Оникс» на 52-й улице, выезжала на гастроли в другие города Америки.

Билли удалось разгадать тайну джазового пения. Она поняла важность отрыва мелодической линии от ударных долей такта. Она не скрывала, что училась петь, слушая пластинки Армстронга и Бесси Смит. Билли рассказывала: «Когда я пою, я стараюсь импровизировать, как Лес Янг, Луи Армстронг и другие любимые мною музыканты».]

Джаз можно слушать бесконечно! Хорошая музыка, кофе и общение с единомышленниками – лучший способ провести время и поднять настроение!

P.S. Под занавес заседания мы, как и собирались, устроили «соревнование» двух пластинок Led Zeppelin III. Были представлены:

- Led Zeppelin ‎– Led Zeppelin III / Atlantic ‎– 2401002 / UK 1970

Matrix / Runout (Runout Side A): Do what thou wilt 24 01 002 A-5

Matrix / Runout (Runout Side B): So mote it be 24 01 002 B-5

- Led Zeppelin ‎– Led Zeppelin III / Atlantic ‎– SD 7201 (Presswell Pressing) / US 1970

Matrix / Runout (Runout Side A): ST-A-702005-D

Matrix / Runout (Runout Side B): ST-A-702006-D

Два варианта Led Zeppelin ‎– Led Zeppelin III

Английский оригинал из своей коллекции предоставил Андрей Константинов, американский бродвейский оригинал приехал ко мне на днях из Дании.

Как и ожидалось, по результатам нескольких сравнительных прослушиваний, победил английский оригинал с более плотным и мощным звуком (именно то что нужно для классического хард-рока). Но при этом следует отметить, что американская пластинка отыграла достойно, и, что характерно - она записана тише и с более широким динамическим диапазоном. Учитывая также значительно меньший бюджет штатовского издания, можно смело рекомендовать его к приобретению!

Спасибо коллегам по клубу! Спасибо Era Hi-Fi!

Псковский клуб филофонистов — мы крутим диски! (с)

Берегите себя!

Алексей МОРКИН

Ещё по теме:

Легендарную американскую группу Chicago слушали в Пскове

226 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту