Интернет-газета. Псков
16+

Глеб Травин – человек и велосипед могли бы стать отличной идеей для памятника в Пскове

27 апреля 2019 г.

В этот день в Пскове должны вспоминать человека, образ которого давно должен был выйти за стены музея и встать где-нибудь в сквере, или в парке родного города. Развитие нынешнего велосипедного движения во многом обязано именно ему.

Множество славных имен осталось позади, близко и далеко в истории. О них безусловно, не забыли. Или, вернее, остаются те, кто помнят. Но человеческая память может иметь лимиты, если их постоянно не пополнять, и тогда такие имена могут уцелеть, разве что в музейных стенах. Вот был такой пскович, о котором долгое время говорила не только вся большая страна, но и в других странах. Путешественник Глеб Травин. Его именем названы велоклубы в Германии, а на его родине с его именем проходит Открытый кубок Псковской области по велоспорту. Но многие ли сегодня знают его имя?

Корреспонденты Pressaparte.ru в прежние годы уже задавались вопросом: когда же образ Глеба Травина полноценно вернётся в Псков. В виде памятника, или хотя бы парковой скульптуры, которые так модно устанавливать в городах? И возможно составит компанию «Скобарю» в Детском парке и солдату Первой мировой войны на набережной Великой в Пскове.

И конечно, нам хочется ещё раз напомнить - кто такой Глеб Травин? 

Родился Глеб Леонидович в селе Косьево Псковского уезда в 1902 году. Еще в детстве получал знания от отца-лесника, который научил мальчишку находить пропитание в лесу, в поле, в реке, устраивать ночлег и оставаться в живых в жестких экстремальных условиях. Травин на всю жизнь полюбит природу, и в юности даже руководит местным кружком «охотников-следопытов».

В 1923 году Псков посещает голландский велосипедист, объехавший всю Европу. Глеб к тому времени молодой и крепкий человек, вдохновляется рекордом и решается сделать больше и побить достижение голландца.

Подготовка к рискованному маршруту, который он проложил по границам огромного Советского Союза, составила пять лет. Старт в родном городе и замелькали земли и города – Русский Север, Дальний Восток, Сибирь, Средняя Азия, Закавказье, Украина, Центральная и Северная Россия. Восемьдесят тысяч километров на простеньком велосипеде – три года длился маршрут. Можно только догадываться, какие трудности и тяжёлые условия на маршруте ждали энтузиаста – ведь многие места – это были дикие места без дорог и хоть какой-то цивилизации.

 «Человек с железным оленем. Повесть о забытом подвиге» – книгу с таким названием выпустил в 1965 году А.А. Харитановский, где описал произошедшие с Травиным во время путешествия удивительные и порой невероятные события. Встречаемые им люди повсеместно называли его чудаком, а однажды и вовсе заподозрили в связи с нечистой силой. Экипировка у Травина была минимальна, если обычную одежду и взятые им с собой вещи и приспособления вообще можно так назвать. А ехал он по северным землям, с сильнейшими морозами. Однажды, обморозив ноги, он сам себе сделал операцию и ампутировал пальцы, залив рану обычным глицерином. Всё это увидели местные жители - ненцы, и реакция простых малограмотных людей была однозначной – не иначе с нечистой силой знается. Многие встречаемые им люди разных национальностей, впервые видевшие двухколесный транспорт, никак не хотели признавать велосипед обычным средством передвижения.. Так и называли: «шайтан-арба», то есть – телега дьявола.

И даже звери, как позже вспоминал сам путешественник, боялись велосипеда, однажды «железный олень» нагнал страх даже на тигра. «Их отпугивала его яркая красная окраска, блестящие никелированные спицы, масляный фонарь и трепещущий на ветру флажок. Велосипед был моим надежным телохранителем», - писал Травин в своих воспоминаниях.

Но на самом маршруте он не был одинок, с ним были три его любимых героя - Фауст, Одиссей и Дон-Кихот. Он в пути, особенно в минуты трудностей отождествлял себя то с одним, то с другим себя, представлял, что бы они сказали и сделали на его месте. Эти мысли вдохновляли его, давали поддержку в трудных ситуациях, силы двигаться дальше, когда, казалось, все внутренние ресурсы были на пределе.

Личность Глеба Травина и по сей день окутана мифами. Существуют и те, кто ставят под сомнение, что столь длинное странствие было им осуществлено. Приводят доводы,  что Травин не смог бы уцелеть, и проехать на велосипеде там, где не было дорог, при этом, питаясь сырым мясом, и одетым в лёгкие одежды. Но мнения скептиков это только мнения скептиков. А с другой стороны многочисленные свидетельства пройденного Травиным маршрута. «Антихрист с серебренными волосами на железном коне, питается углем», – таким путешественника запомнили жители отдалённых регионов.

Глеб Травин – это настоящее достояние страны, человек, продемонстрировавший безграничность человеческих возможностей. И хотелось бы, чтобы о нём и его рекордном маршруте рассказывали не только музейные экспонаты.

Сегодня, 27 апреля в родном Пскове по традиции должен состоятся очередной велопробег имени Травина, приуроченный ко дню рождения героя.

Кристина ЮДИНА

За фото благодарим staroeradio.ru, wikipedia.org

и фондаы хранения Псковского музея-заповедника

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Ещё по теме:

Вернётся ли Глеб Травин в Псков героем?

Тогда Травин не стал народным героем. А сегодня?

Читайте также:

В этот день он проигрался в карты и за это благодарил судьбу. А мы за то, что у нас есть Пушкин

Революция в России началась не в Петербурге

Город, где всё случилось – Псков. 

3713 просмотров.
Теги: S-энск

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу