Когда злой рок отвлекается…
Богатейшую культуру древнего Пскова попытались представить «по-новому»
Над подготовкой новой экспозиции «Культура и искусство древнего Пскова» сотрудники музея работали довольно долго. Сложности добавляло то, что сам музей охвачен глобальной реконструкцией и ремонтом, «в одной части сотрудники перемещают фонды хранения, а в другом - готовят новую экспозицию», - охарактеризовал директор Псковского государственного музея-заповедника Сергей Сарченков условия, в которых работали музейщики. Несомненно, влияла на сотрудников и непростая ситуация, связанная с намеченной реорганизацией музейного пространства в Псковской области и слиянием музеев, которые проводят власти. И открывшаяся 5 марта выставка, действительно, значительное событие для музейщиков и культурной общественности региона.
Конечно, то, что представлено в экспозиции – это только очертания того, что могло бы быть. Культурное наследие многих поколений псковичей, искусство, которое создавалось десятилетиями, столетиями – сложно выставить в трёх небольших залах. И то, что здесь уместилось, пока можно назвать по военному – авангардом, то есть головным подразделением, идущим впереди основной колонны, для проверки обстановки, прощупывания ситуации, и если надо для выставления походного охранения.
Получилось нечто среднее между музеем икон, церковной утвари, и небольшого количества гражданских предметов обихода, часть которых была знакома посетителям по традиционным постоянным экспозициям музея: серебряной коллекции, псковской иконы и др. Но есть и совершенно уникальные экспонаты, которые редко покидают фонды хранения. К ним добавляются отреставрированные археологические находки, обнаруженные на территории древнего города.
К новинкам экспозиции можно отнести и несколько макетов псковских архитектурных памятников, которые приспособлены для знакомства с ними гостей с ограничениями по зрению – специальные тактильные знаки расскажут даже полностью потерявшему зрение человеку об уникальных объектах древней псковской архитектуры. Жаль только, что таких объектов на выставке пока единицы.
На фото: Вот об этом памятнике незрячий человек сможет узнать максимально много
Новая выставка в Псковском музее-заповеднике отчасти напоминает экспозиции Владычной или Грановитой палаты в Новгородском кремле, но, конечно, проигрывает и по объёмам площадей, и по историческому интерьеру, и по количеству и богатству выставленных экспонатов…
На фото: в экспозициях Владычной палаты в Великом Новгороде
Но это и понятно – в Великом Новгороде Владычная палата уже давно формируется, как мощное выставочное пространство, которого как раз очень не хватает Пскову. Здесь можно снова говорить о нереализованных, несостоявшихся пока Музее фрески, Музее псковской иконы. Пскову элементарно негде выставить для показа всё то, что у него есть в запасниках. Хотя такие экспозиции, как во Владычной палате в Великом Новгороде должны были давно появиться в Пскове. Но даже к предстоящим международным дням Ганзейского союза Нового времени, к сожалению, не удалось создать мощного выставочного пространства для показа псковского культурного наследия, причём, не только древнего, но и более позднего времени. Хотя надежды ещё есть, ведутся ремонт и реставрация нескольких архитектурных памятников в Пскове, где после окончания работ, могут возникнуть новые выставочные пространства. Какой-то злой рок висит над Псковом, не иначе, он-то и мешает пока псковичам удивить весь мир тем достоянием, которое досталось нам от предков.
Вот, например, псковские иконы с изображениями Мученика Христофора – известного персонажа раннехристианского времени, наиболее ранние сохранившиеся тексты его жития датируются VIII веком. В соответствии с византийскими минологиями Х-ХI веков, язычник по имени Репрев был крещён антиохийским епископом Вавилой с именем Христофор – он был человеком громадного роста и необыкновенной силы. Особенно прославился как проповедник, обращавший в христианскую веру жителей Сирии. Во времена императора Деция, около 250 года н.э., в период гонений на христиан, был схвачен за свою проповедническую деятельность и после мучений казнён: по одной версии расстрелян из лука, по другой – обезглавлен.
Известно несколько версий жития Христофора, по наиболее распространённой, Христофор происходил из народа кинокефалов или «псеглавцев», и с рождения имел голову пса, приобретя человеческий облик при крещении. По другому сказанию, популярному, например, на Кипре, святой был прекрасен ликом, но желая избежать соблазнов, молился о даровании ему безобразного лица.
На Руси святой Христофор известен издавна. Его имя зафиксировано в составе славянских месяцесловов ХI – ХII веков. В ранних памятниках живописи он представлен в соответствии с официальной византийской традицией в виде юноши в патрицианских или юношеских одеждах. За длительный период почитания св. мученика Христофора сложилось несколько иконографических типов, каждый из которых опирался на определённый тип житийного повествования.
Икона с изображением св. Христофора-псеглавца поступила в Псковский музей в 30-х годах ХХ века из Троицкого кафедрального собора. Святой представлен в парадном воинском доспехе. В правой руке он держит крест – символ мученичества, другой рукой придерживает меч, расположив его плашмя на левом плече. Христофор облачен в традиционные для святых воинов одежды.
Размеры, формат иконного щита и следы креплений на тыльной стороне, свидетельствуют о том, что эта икона была одной из боковых дверей иконостаса.
Или эти памятные серебряные ковши. Ковш Поганкина в 1689 году был пожалован царями-соправителями Петром, Иоанном, Софьей псковскому купцу Сергею Поганкину за сбор таможенных пошлин. Рядом ковш в 1701 году пожалованный псковскому посадскому человеку Фадею Гурьеву. И ковш атамана Ермолова который ему пожаловала императрица Елизавета Петровна в Санкт-Петербурге в 1751 году, за верную службу Антона Ермолова в 1751 году.
Деисусный чин первой трети ХV века. Эти иконы во время Великой Отечественной войны были похищены фашистами и возвращены в музей только после 1945 года.
Многофигурные деисусные чины с изображениями в рост стали известны на Руси в ХIV-ХV веках. Данный чин представляет апостольский вариант Деисуса, восходящий к византийской традиции, уникальный для искусства Руси этой эпохи. В его состав входили, кроме основных персонажей (Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил) двенадцать апостолов – всего не менее семнадцати икон. Это единственный сохранившийся до нашего времени чин подобного извода. Все изображения снабжены рельефными деревянными нимбами, что обнаруживает знакомство псковских художников с южно-славянскими и восточными образцами.
Праздничный чин, первая половина ХVI века. Из довоенного собрания Псковского музея. Время поступления и происхождение чина не установлено. Во время Великой Отечественной войны были похищены фашистами и возвращены в музей только после 1945 года. Один из нескольких довольно полно сохранившихся праздничных чинов иконостаса первой половины ХVI века.
Праздничный чин – это третий ярус иконостаса, расположенный над деисусным чином. Иконы, входящие в его состав, посвящены 12 основным праздникам, установленным Русской православной церковью в воспоминание о событиях из жизни Христа, Богоматери, а также некоторым событиям из церковной истории.
И хотя многие экспонаты на открывшейся выставке «Культура и искусство древнего Пскова» знакомы интересующимся псковским наследием гостям псковского музея. Но выставка достойна, чтобы посетить её и увидеть уникальные работы. А также для того, что бы представить, как могли бы выглядеть современные выставочные пространства в Пскове, если бы злой рок не мешал.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Поделиться с друзьями: