Интернет-газета. Псков
16+

На грани катастрофы… Десять проблем псковских управляющих компаний

21 августа 2017 г.

Популярно о том, что касается всех

В последние годы, непростые для жилищно-коммунального хозяйства любого города в России, когда вопрос заходит о ЖКХ, чаще всего все нити сводятся к управляющим компаниям. Эти ребята остаются между двух, если не трёх и более, огней. Доброе слово в их адрес звучит редко, а вот обвинений разного рода - достаточно. И когда представители УК пытаются сказать о своих проблемах – их чаще всего не слышат, потому что у всех своя правда и свои интересы. Но мы попытались вникнуть в суть их проблем, поговорив с псковскими специалистами. Да, правда у всех своя: у жильцов – одна, у государства – другая, у контролёров – третья, у «управляек» - четвёртая. Но дома, трубы, подъезды и прочие детали ЖКХ у нас одни на всех. И выслушивать друг друга надо научиться в любом случае. Итак, что же за проблемы у УК в Пскове? 

1. Общая проблема – тариф. Большинство управляющих компаний в Пскове работает сейчас по тарифу 9 рублей 23 копейки без вывоза мусора – это тариф для домов без мусоропроводов, без лифтов и прочего – они утверждены решением Псковской городской думой ещё в 2012 году. В некоторых УК пытаются через собрания жильцов убеждать собственников на утверждение новых тарифов, но большая их часть пока раздумывает. Конечно, надо иметь ввиду, что с 2012 года многое изменилось: тогда тариф рассчитывали исходя из минимального размера оплаты труда в 3 600, а сейчас она уже 7800.За это время в четыре раза повысились тарифы на энергоресурсы, на все комплектующие и составляющие от любого болтика, до бензина, все стали тратить в разы больше.

2. Другая проблема связана с первой: невозможно разъяснить сложившуюся ситуацию людям. Это кажется абсолютно бесполезным занятием, у большинства жильцов подход в этой ситуации один: «Я вам плачу установленное, а всё остальное – это ваши проблемы – исполняйте всё то, что заложено постановлением правительства. Минимальный перечень работ, ремонты подъездов каждые пять лет и так далее, по списку». А у «управляек» один вопрос: на какие деньги это всё делать? На сегодняшний день получается замкнутый круг, говорят в управляющих компаниях: деньги, которые заложены в тариф –минимальны, по ним работать невозможно. А если говорить, хотя бы попытаться объяснить ситуацию людям - это жильцами воспринимается в штыки. Но тем не менее проблема-то есть, и среди жильцов большинство собственников жилья на сегодняшний день.Да и повышение тарифов на два рубля уже УК не помогут, потому что по подсчётам тарифы нужно уже делать от 16 до 19 рублей, а то и больше. К тому же во всех домах ситуация разная - зависит и от состояния дома и от площади его уборки, разницы планировки подъездов, разной придомовой площади и т.д. 


Простых людей, живущих в Пскове и в других, нестоличных городах России понять можно. Основная масса нормальных людей живут очень тяжело. Поэтому когда они слышат об очередном повышении тарифов – в ответ раздаётся не просто брань, а гнев и проклятия. Люди вообще не хотят идти на контакт. И депутаты местных советов даже не стараются выносить вопросы повышения тарифов в повестку дня, чтобы не вызвать глобального повышения тарифов на коммунальное обслуживание и в результате всплеска массового недовольства в обществе. В Пскове теперь новому составу городской Думы, выборы которой пройдут 10 сентября с.г., придётся как-то выходить из ситуации. 


3. Некомплект таких ответственных лиц, как председатели советов домов, которых иначе называют «старшие домов». Доля официально избранных на собрании жильцов или совете дома в большинстве случаев не превышает 50 процентов в одной УК. Есть среди них и неофициально избранные, те, кто сам выбирает такой вид общественной деятельности. Если есть старший по дому, то управляющей компании, конечно, намного легче работать. В Жилищном кодексе оговорена необходимость выбора старших по дому, уполномоченного лица и совета дома, который выбирается 50 процентами от всех жильцов, а если с правом и полномочиями подписания договоров и решения проблем – тогда нужно 70% согласия жильцов. Усложняет процесс выбора старших по дому то, что это дело для энтузиастов. Хотя кто-то вспоминает о существующем положении, что старший по дому может получать за свою работу какое-то денежное вознаграждение из общих средств дома. Но механизма оплаты как такового нет. И все старшие работают на добровольных началах.

4. С 2009 по 2012 год проводилось межевание территорий, занятых домами, в основном, делали это ради исполнения постановления правительства и для того чтобы с владельцев нежилых помещений брать налог. И во многих случая размежевали по фундамент. А по нормативам уборка вокруг таких домов осуществляется на 10 метрах от стены дома – и всё. Многие УК убирают по своей воле всю придомовую и дворовую территорию, несмотря на эти 10 метров – конечно, за это тоже надо платить, ведь дворники должны получать за свою работу. Но не все собственники жилья понимают эту ситуацию.

5. Ситуация с общедомовыми счётчиками – это проблема. По теплоснабжению есть УК, где лишь чуть больше 10 процентов домов имеют такие счётчики по теплоснабжению. Приборов учёта холодной воды установлено значительно больше, есть и больше 50 процентов домов. Но это пока всё. А что делать с теми домами, где счётчики вовсе невозможно установить – есть дома без подвалов, ввод прямо под полами квартир – в таких местах их ставить невозможно.

6. Весь груз ответственности за всё. Повторяем – за всё, что происходит внутри ЖКХ, рядом и около и даже совсем не рядом – скинули на УК. И многие проблемные вопросы не решает теперь никто. Специалисты, которые работают в этой отрасли давно, вспоминают приятные моменты из прошлого. «Раньше, когда домоуправления были муниципальными предприятиями, мы имели возможность попросить у города ту или иную помощь. Давали в снежные годы вышку бесплатно из муниципального запаса – крыши чистить и сосульки убирать, транспорт для вывоза опавшей листвы и чистки снега. И это  было важно. Когда все стали «ОООшками» (Общества с ограниченной ответственностью) – любую помощь отрубили, потому что не имеет права муниципальный бюджет помогать коммерческой структуре.

7. Сегодня управляющие компании пугает и возможное укрупнение – такая мысль в Пскове звучит всё чаще – создать вместо мелких «управляек» несколько крупных УК «Центр», «Запсковье», «Завеличье». Но те, кто разбираются в сегодняшней ситуации говорят, что однозначно сегодня нельзя идти по пути укрупнения, потому что мелкие управляющие компании могут не платить НДС с небольшого дохода до определённой суммы – зачем отдавать пятую часть своих, без того небольших, доходов. Ведь 18 процентов НДС – это пятая часть всех налогов некоторых УК. И если сейчас начать укрупняться, то в результате платить придётся большие налоги.


И чтобы компенсировать эти налоги - пойдут вверх тарифы для граждан, то есть этот НДС для УК ляжет на плечи жильцов. В общем, как обычно, крайними останутся обычные люди. Спрашивается, им это надо?


8. Существует огромная разница в обслуживаемых домах. Так, восьмиподъездная многоэтажка собирает столько же, сколько большой проспект или улица в центре города со старыми двух-трехэтажными домами. Поэтому в районах с многоэтажками УК имеют доход в разы выше, чем в старых районах, даже с учётом, что на обслуживании стоит в два раза больше домов. Где старые дома, старый жилой фонд, где живут старожилы и малообеспеченные люди – в эти дома нужно больше вкладывать. И наоборот – в новых домах живут более обеспеченные люди. Поэтому домам-беднячкам нужно больше денег, а новым домам – меньше. Но первым взять эти деньги негде: не забываем, там, в основном, живут пенсионеры и люди предпенсионного возраста - денег от них не взять. И поэтому работающие с такими домами управляющие компании на грани катастрофы. Работать там не на что, потому что денег с малоквартирных домов на обслуживание той территории, которую им нарезали, не соберёшь. 


Вывод тут один: нельзя все дома под одну гребёнку… Существующих нормативов, может, будет достаточно для больших многоквартирных домов, но для небольших домов из старого фонда этого хватать не будет..


9. Уже немало людей, кто вовсе не платит за коммунальные услуги или перестают платить. Особенно это характерно для старых микрорайонов в Пскове. Для микрорайонов с новыми домами эта проблема меньше. А старые дома будут и дальше продолжать ветшать, и платить за них некому. Вот что этим жильцам делать? УК принципиально не берут их на обслуживание, потому что понимают, что они нерентабельны. И перспектив разрешить вопрос не видно.

10. Сейчас УК за вывоз мусора берут 1 рубль 02 копейки с населения, а платят за вывоз – 3 рубля, но где им взять эту разницу? Приходится что-то придумывать, ведь мусор как-то возить надо.

 


Управляющих компаний в Пскове стало много – раньше в городе было 17 домоуправлений. А ещё раньше, в  советское время, была одна компания – «Жилищный трест», а все остальные домоуправления назывались» участками» - участок №5, №6, №7 и т.д. В 1993 году, когда городом руководил Михаил Хоронен, было решено эту систему поменять и сделать не просто участки, которые занимаются эксплуатацией, а слепить своеобразных мини-мэров на территориях в соответствии с границами участков. Город разбили на 17 приблизительно равных кусков и везде создали муниципальные учреждения с определёнными полномочиями.


Игорь ДОКУЧАЕВ

Фото автора

«Прессапарте/Pressaparte.ru

637 просмотров.
Теги: Дом

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

Поиск по сайту